Альтернативы не будет: Ученые МГУ оценили перспективы энергетики на весь XXI век

04.08.2017 11:23 0

Сотрудники Химического факультета и факультета Фундаментальной физико-химической инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова заключили, что до конца ХХI века главным источником энергии все же останется ископаемое топливо. Результаты исследования опубликованы в журнале "Успехи химии".
Хотя свои самые радужные надежды человечество в последнее время связывает исключительно с так называемыми альтернативными источниками энергии. К ним относятся солнечная, ветровая, волновая, приливная, геотермальная и др. Их главные преимущества – возобновляемость и безвредность для окружающей среды.
Но вот ученые в своем исследовании утверждают обратное.
«На протяжении всего ХХI столетия роль альтернативных источников будет оставаться достаточно скромной: они не способны удовлетворить растущие потребности человечества в энергии. До конца века основным энергоносителем останется ископаемое топливо. Из-за сокращения доступных ресурсов нефти ее доля в мировом энергобалансе будет постоянно снижаться, а доля природного газа — расти. Показано, что энергетика, основанная на любых источниках, включая альтернативные, и в том числе водород, не может быть экологически чистой при больших объемах производства», — рассказал Георгий Лисичкин, доктор химических наук, главный научный сотрудник кафедры Химии нефти и органического катализа Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Одновременно ученый считает, что в долгосрочной перспективе у человечества пока нет иных крупных источников, кроме термоядерной энергии. Однако переход на нее отнюдь не решит проблему регулирования теплового баланса планеты.
По его словам, представления о том, что за счет возобновляемых источников энергии можно решить глобальные проблемы человечества и обеспечить его стабильное развитие, вредны. В первую очередь тем, что отвлекают значительные ресурсы и силы на нереальные цели.
«Масштабы глобальных энергетических проблем несопоставимы с предлагаемыми решениями на основе альтернатив. При этом мы не отрицаем важность и необходимость развития любых доступных источников энергии», — заключил Георгий Лисичкин.
Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института химической физики имени Н.Н. Семенова РАН.
Алексей Щербаков