Россия и Запад на грани мира и войны

06.06.2018 9:42 13

Россия и Запад на грани мира и войны

В апреле отношения между Россией и Западом достигли самой нижней точки с начала восьмидесятых годов. Такой вывод позволяют сделать три события. Во-первых, 6 апреля Соединенные Штаты ввели новые, более жесткие экономические санкции в отношении России, которые ударили по обменному курсу рубля и другим экономическим показателям. Затем, 12 апреля Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердила, что нервнопаралитический газ, с помощью которого был отравлен Сергей Скрипаль, был российского производства, тем самым фактически обвинив Россию в преступлении и подтвердив справедливость высылки более ста российских дипломатов из большинства западных стран. И, наконец, 14 апреля США, Великобритания и Франция, несмотря на присутствие значительного контингента российских вооруженных сил в Сирии, бомбили эту страну в ответ на использование химического оружия режимом Асада.
Эти события наглядно показали, насколько ухудшились отношения между Россией и Западом за последние четыре года. Толчком стало свержение в 2014 году пророссийского президента Украины. Это привело к захвату Крыма и поддержке сепаратистского движения в Донбассе, на что Запад откликнулся масштабными экономическими и иными санкциями. Через год российские вооруженные силы были направлены в Сирию для оказания прямой военной поддержки режиму Асада в войне против поддерживаемой Западом оппозиции, что породило серию взаимных угроз и бряцание оружием, в том числе и ядерным. Встревоженный новой российской агрессивностью, блок НАТО повысил уровень боеготовности своих сил. Между тем, Россия начала кибератаки на Украине и в других местах, вмешивалась через социальные сети в выборы в западных странах и пыталась убить бывшего шпиона Скрипаля и его дочь в британском городке Солсбери. Как Соединенные Штаты, так и Россия объявили о модернизации своих ядерных арсеналов.
Отношения между Россией и Западом практически разрушены. Россия исключена из «большой восьмерки». Другие формы регулярных контактов, такие как торговые переговоры, совет НАТО-Россия и обмены мнениями по вопросам безопасности либо приобрели чисто формальный характер, либо полностью прекратились. Западные инвестиции в Россию сокращаются. Финансовое взаимодействие все более ограничивается в результате экономических санкций. В России сейчас больше китайских туристов, чем европейских. Обе стороны заявляют, что контакты в настоящее время даже слабее, чем в годы холодной войны.
Неудивительно, что образ России на Западе, в средствах массовой информации и в общественном мнении, стал как никогда негативным: реваншистское государство и клептократическое самодержавие; режим, существующий за счет сочетания пропаганды и страха; прямая военная угроза для европейских соседей, направленная на подрыв и разрушение Запада. Эта картина особенно укоренилась в Вашингтоне, где давняя враждебность к оппоненту Америки в холодной войне получила новый мощный импульс в результате утверждений о тайном сговоре между Россией и предвыборным штабом Трампа.
Трудно разобраться в том, что из вышесказанного – правда, а что – ложь. И еще труднее понять, куда движутся отношения между Россией и Западом сегодня.
Путинская Россия и российский Путин
Россия не является диктатурой, как и Путин – диктатором. Его режим намного ближе к авторитарным и популистским моделям правления, вроде Турции или Венесуэлы. В стране существует значительная степень свободы высказываний, особенно в интернете, и свобода перемещения. Есть оппозиционные СМИ (часто подвергающиеся преследованиям, но действующие) и оппозиционные политические партии. То, что тщательно контролируется – это контент государственных телеканалов, источник новостей для большинства населения, и деятельность неправительственных организаций, финансируемых из зарубежных источников, которые рассматриваются как агенты, ведущие подрывную деятельность. Выборы подвергаются манипуляциям и фальсификациям – в первую очередь, путем отказа в регистрации тем оппозиционным кандидатам, которые могут представлять реальную угрозу. Однако, они воспринимаются режимом всерьез, и дают искаженную, но далеко не полностью ложную картину состояния российского общественного мнения.
Эта система была сформирована и усовершенствована за 18 лет правления Путина. Хотя Путин доминирует над ней, фактически он возглавляет группу враждующих между собой кланов (силовые структуры, олигархи, государственные отрасли экономики, либеральные экономисты и т.д.) Система является авторитарной, нередко жестокой и глубоко коррумпированной. Если вы бизнесмен, и надеетесь на получение контракта, лучше не ссориться с местными властями, а если вы гражданин – не стоит организовывать митинг протеста против продвигаемого губернатором проекта. Можно оказаться в тяжелом положении. Вдобавок, имеется множество свидетельств того, что высокопоставленные чиновники используют свои официальные должности для извлечения гигантской личной выгоды. Разумеется, все это негативно отражается на экономической эффективности России.
Ключевыми источниками влияния Путина являются его роль верховного арбитра в конфликтах между кланами – система едва не погрузилась в хаос, когда в 2008 году на протяжении некоторого времени считалось, что он уйдет – и крайне высокий уровень популярности среди российского народа. О последнем красноречиво свидетельствует процент голосов, отданных за его кандидатуру на президентских выборах. Тем не менее, у него есть и слабые места. Образованные горожане регулярно выступают против его политики. Кроме того, в обществе распространено негодование в отношении коррупции режима, причем настолько, что главный явный оппонент Путина – не политик, а активист антикоррупционной борьбы Алексей Навальный. Тем не менее, большинством народа президент Путин воспринимается как человек, который положил конец хаосу ельцинских лет, приструнил олигархов в 2000-2008 годы и возродил национальное достоинство России, в частности, выступив против Запада.
Многие западные комментаторы высказывают предположения, что после ухода Путина, добровольного или нет, Россия превратится в более сговорчивого соседа. Это очень похоже на попытку выдать желаемое за действительное. Путин олицетворяет то, чего хотят от своего правительства россияне, и не дает ни одному из кланов добраться до горла другого. Таким образом, его уход от власти против собственной воли крайне маловероятен. Если же он уйдет добровольно, не дожидаясь 2024 года, скорее всего, его сменит кто-то с аналогичной позицией и политическим подходом.
Медведь снова опасен?[/b
]
Россия не является государством-реваншистом. Она не собирается вторгаться на территорию кого-то из соседей или восстанавливать СССР. Многие из тех, кто цитирует фразу Путина о том, что «распад СССР был величайшей геополитической катастрофой двадцатого столетия», никогда не добавляют к ней другую фразу из той же речи, «у тех, кто хочет восстановления СССР, просто нет мозгов». Два основных события, которые считаются признаками реваншизма – война с Грузией в 2008 году, а также война в Донбассе и аннексия Крыма в 2014-м – были лишь ответом России на внешние события. Грузия, а вовсе не Россия, начала войну в 2008 году, а события на Украине были вызваны народным восстанием при явном участии Соединенных Штатов, которое завершилось свержением пророссийского президента Украины. За исключением Крыма, с которым связана особая история, Россия в обоих этих случаях, отказалась от каких-либо захватов территории и извлечения прочих выгод.
Россия не только не является реваншистской страной, но она прекрасно осознает свою слабость в военном отношении по сравнению с Западом. Ее расходы на оборону в десять раз ниже, чем военный бюджет НАТО, а ВВП в пять раз меньше, чем совокупный ВВП стран НАТО. Москва не собирается вступать в военную конфронтацию, в которой она наверняка проиграет. Представление россиян о нынешней конфронтации с Западом сводится к тому, что они защищаются против гораздо более сильного и агрессивного противника. Они считают обвинения России в попытках подорвать интересы Запада заведомо ложными и просто невозможными для их страны.
Тем не менее, Россия полна решимости восстановить утраченный статус сверхдержавы и авторитет, которыми она пользовалась до распада СССР. Позиция Путина, о которой он прямо заявил в своих выступлениях в 2007 и 2014 годах, и которая совпадает с мнением значительной части россиян, заключается в том, что Запад сознательно воспользовался слабостью России после 1991 года, чтобы унизить и маргинализировать ее. Россияне обвиняют Запад, помимо прочего, в экономических консультациях, которые привели к разрухе начала девяностых годов, поддержке чеченских мятежей, войне в Косово, расширении НАТО до самых границ России, вопреки обещанию не продвигаться ни на дюйм, а также действиях по свержению ряда режимов на Ближнем Востоке под предлогом защиты прав человека, и, наконец, намерениях применить подобную тактику к самой России.
Эта паранойя в отношении намерений США и их союзников усугубляется осознанием того факта, что Россия традиционно уступает Западу в конвенциональной военной мощи, а также усиливается западными санкциями, введенными в наказание за действия России на востоке Украины и в Сирии. Поскольку Россия обладает весьма ограниченными возможностями ответа в экономической сфере, похоже, русские решили дать «ассиметричный» ответ, путем кибер-атак, распространения пропаганды в интернете и вмешательства в политические процессы на Западе, а также операций, подобных отравлению Скрипалей. Все это способствовало новому витку ухудшения отношений, росту расходов на оборону с обеих сторон, а также регулярным заявлениям русских, с учетом их слабости в сфере обычных вооружений, о возможности применения ядерного оружия.
[b]Экономика на распутье
У России отсутствуют экономические и демографические предпосылки для победы над Западом. Демографический коллапс, проявившийся после 1991 года, в последнее время стабилизировался. Население медленно растет, но его общая численность, около 140 миллионов человек, составляет лишь пятую часть по сравнению с совокупной численностью населения стран НАТО. Экономика России занимает 12 место в мире, чуть позади Канады, причем в ней наблюдается государственное доминирование и тяжелая зависимость от экспорта углеводородов (около 70 процентов всего экспорта страны).
Экономический рост с момента прихода к власти Путина совершал резкие колебания. Подпитываемые ростом цен на нефть, располагаемые доходы выросли за период с 2000 по 2012 год в семь раз. В 2014 году эта картина успеха сильно пострадала, в основном из-за обвала цен на нефть, а также из-за влияния западных санкций. Продуманная и дальновидная антикризисная политика России (в частности, значительная девальвация рубля) позволила ей, вопреки предсказаниям западных комментаторов, выдержать шторм. После двухлетнего спада экономика вновь растет, пусть и медленно. Внешняя задолженность была резко ограничена и поставлена под жесткий контроль, а инфляция находится на рекордных минимумах. В 2017 году международные агентства вернули России суверенный рейтинг на инвестиционном уровне ВВВ.
В рамках своей предвыборной кампании, отвечая на недовольство населения по поводу низкого уровня жизни и жесткой экономии последних лет, Путин пообещал существенное увеличение пенсий и других социальных расходов. Экономисты, консультирующие его (в частности, бывший министр финансов Алексей Кудрин), ясно дали понять, что это может быть обеспечено только в случае масштабных революционных реформ, включая новую приватизацию, и подавление коррупции, а также при условии менее конфронтационной внешней политики. Самая большая внутренняя проблема, стоящая перед Путиным, заключается в том, готов ли он к политическим рискам, связанным с осуществлением такой программы. Альтернативой будет, по всей видимости, экономическая стагнация на долгие годы вперед, почти наверняка сопровождаемая снижением общественной поддержки режима.
Решение Путина дополнительно осложняется влиянием западных санкций. Именно это оружие выбрал Запад после 2014 года, чтобы поставить Россию на место. В основном, санкции направлены против отдельных россиян, в частности, членов ближайшего окружения Путина, но они также распространяются на некоторые крупные государственные компании и включают ограничения на передачу технологий. Их экономическое воздействие оценивается по-разному (вероятно, оно не превышает 2,5 процентов ВВП), но, по крайней мере, до последнего раунда, оно перекрывалось влиянием падения цен на нефть.
Санкции до сих пор не оказали никакого влияния на российскую политику в отношении Украины, Сирии, или каких-либо других стран. В рамках политических дебатов в Кремле вопросы безопасности в значительной степени перевешивают экономические соображения, и согнуться под давлением Запада было бы огромным унижением для российской политической верхушки. Учитывая то, что для отмены санкций, введенных в эпоху холодной войны, потребовались десятилетия, русские обоснованно сомневаются, что даже если отношения улучшатся, администрация США сможет и захочет снять санкции, введенные на основе мандата Конгресса, особенно если учесть тот факт, что часть из них носит явно протекционистский характер.
Как бы то ни было, политический эффект от санкций оказался прямо противоположным тому, на что надеялись их авторы. Санкции укрепили позиции Путина, вместо того чтобы. Это знакомое явление из истории России, которое вполне можно было предвидеть. В моменты обострения внешнего давления, российский народ традиционно сплачивается вокруг лидера.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Монтаж сплит систем в Батайске Великое множество новых разработок в сфере гемблинга Каталог отличных камер видеонаблюдения с большим списком опций АО «Издательство «Просвещение» обновит учебники для детей с ограниченными возможностями Новогодние фейерверки без лишнего шума

Последние новости