Реализовать проект по строительству метро в Воронеже вполне возможно – во всяком случае, такого мнения придерживается бывший губернатор, а ныне – полномочный представитель президента России в ЦФО Алексей Гордеев. Его он высказал на итоговой пресс-конференции в пятницу, 29 декабря.
По его словам, концепция возведения метро в столице Черноземья – «не фантазия». Экс-глава региона даже предложил вариант реализации проекта: по принципу государственно-частного партнерства. В качестве возможного оператора метрополитена Алексей Гордеев назвал ЗАО «Трансмашхолдинг» – крупнейшую отечественную компанию, которая специализируется на разработке и производстве подвижного состава для городского транспорта и железных дорог.
Полпред президента в ЦФО напомнил, что до своего назначения на новую должность успел провести переговоры по поводу строительства метро в Воронеже с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым, а также курирующими проект представителями Минтранса. Однако переговорный процесс, по словам чиновника, находится «еще в начале пути».
– Со стороны России переговоры ведутся достаточно активно, а вот японцы не торопятся, – заявил Алексей Гордеев, связав последний факт с «восточным» менталитетом партнеров.
Отметим, что со стороны Страны восходящего солнца ответственной за строительство метро в Воронеже, согласно решению совместной российско-японской группы, является компания Nikken Sekkei Ltd. По всей видимости, представители именно этой организации не порадовали бывшего губернатора скоростью принятия решения по воронежскому проекту.
С другой стороны, японцев вполне можно понять: восточные бизнесмены не привыкли долго обсуждать какую-то концепцию, никак не доходя до стадии ее реализации. А о проекте воронежского метро (точнее – легкорельсового транспорта) на разные лады говорится уже не первый десяток лет, еще со времен Советского Союза. Очередной виток обсуждений пришелся на начало 2017 г.: создание метро удачно вписалось в начавшееся в конце 2016 г. двустороннее сотрудничество России и Японии, предполагающее развитие комфортной городской среды. Концепция даже дошла до стадии визуализации: в ходе визита японской делегации в конце августа иностранным партнерам продемонстрировали эскизы будущих веток метро. Как раз эти предложения легли в основу задания для подготовки технико-экономического обоснования, контракт на разработку которого (почти за 12 млн руб.) горадминистрация заключила с ООО «Киносарг» – традиционно с единственным участником тендера.
Собственно, свою задачу проектировщики выполнили: концепцию будущего «легкорельса» в ноябре представил директор ООО «Киносарг» Игорь Березин. Предполагается, что метро будет состоять из трех линий: «Авиазаводской» (от спорткомплекса «Олимпик» через Московский проспект и ул. Плехановская к ул. ХХ лет Октября и метромосту рядом с ВОГРЭСовским мостом), «Семилукской» (от ул. 9 Января к вокзалу «Воронеж-1», затем по Чернавскому мосту к ул. Димитрова) и «Курской» (от ул. Комарова к Цирку и площади Ленина, потом к Северному мосту и выезду в сторону Тамбова).
При этом стоимость реализации проекта поражает воображения: по разным подсчетам, только строительство первой очереди метро (от «Олимпика» до ВАСО) составит от 43 до 48 млрд руб. Надо ли удивляться, что не только обычные горожане, но и известный блогер Илья Варламов, мягко скажем, критически относятся к обещаниям властей проложить метрополитен?
Другой важный момент, о котором по неизвестной причине не упомянул бывший глава региона – а нужно ли метро самим воронежцам? Напомним: в начале сентября Алексей Гордеев поручил Александру Гусеву (на тот момент – мэру областного центра) вынести вопрос строительства легкорельсового транспорта на общественное обсуждение. Причем провести эти слушания планировалось «в ближайшее время» – впрочем, прошедших с того момента почти четырех месяцев для организации этого мероприятия чиновникам, видимо, не хватило.
Однако в свете новых заявлений бывшего губернатора напрашивается вопрос: а есть ли смысл проводить такое обсуждение? Раз уж на федеральном уровне «переговорный процесс» благополучно запущен – без всякого интереса к мнению воронежцев…
Татьяна Омельченко