Порошенко начал тотальную изоляцию Украины

16.05.2017 21:55 6

Порошенко начал тотальную изоляцию Украины

Порошенко продолжает реализовывать свою тактику повальной изоляции от внешнего мира путем блокирования внешних информационных потоков. Не исключено, что причиной тому стало не совсем бравурное, как хотелось бы Киеву, освещение недавнего Евровидения, запомнившегося миру лишь многочисленными скандалами да провалом собственно украинского исполнителя. Именно после завершения концертных представлений из недр канцелярии президента Украины выполз документ, в соответствии с которым утверждались очередные «ограничительные меры» в отношении значительного числа юридических и физических лиц из России и ряда других государств.

Новые санкции коснулись и популярных информационных ресурсов – интернет-порталов, новостных сайтов, социальных сетей, а также электронных и печатных СМИ, распространявших в том числе исключительно развлекательный контент, даже без намеков на политику. В итоге украинские пользователи ТВ и Интернета остались без любимых «ВКонтакте», «Одноклассников», без ТНТ с его «Камеди Клабом». Замахнулся Порошенко и на святое: ограничение вещания одного из российских телеканалов напрямую затронуло многомиллионную армию поклонников «Дома-2». Указ украинского президента поставил крест на их возможности следить за любовными перипетиями в этом увлекательном телепроекте.

Санкции «под копирку»

Нынешний указ Порошенко, утвердивший решение Совета национальной безопасности и обороны и вступивший в силу с 15 мая этого года, коснулся 468 российских и украинских компаний, а также 1228 физических лиц. Ограничения предусматривают, в частности, заморозку активов, а также запрет интернет-провайдерам предоставлять доступ к таким ресурсам, как «Яндекс», Mail.ru Group, популярным соцсетям «ВКонтакте» и «Одноклассники». Примечательно, что эти интернет-площадки, ставшие любимым местом для виртуального общения миллионов пользователей по всему миру, заблокированы украинскими властями сразу на три года, тогда как в отношении других компаний ограничения введены всего на год. Под запретом оказались и средства массовых информаций, в числе которых телерадиокомпания «Звезда», в отношении которой бескомпромиссный Киев применил «блокирование активов, временное ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, остановку выполнения экономических и финансовых обязательств, а также ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования».

В «расстрельный список» Порошенко попал и президент медиахолдинга «Красная звезда», в состав которого входит ТРК «Звезда», Алексей Пиманов, а также его коллеги – руководители основных российских СМИ, а кроме того, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, главы регионов России и даже политики из-за рубежа, которым было инкриминировано посещение Крыма без разрешения Киева. Примечательно, что в запретном перечне, помимо известных политических деятелей, оказались люди совершенно непричастных к политике профессий. К примеру, ограничения Киев наложил на заведующую отделом селекции Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства Людмилу Беспалову и ее коллегу, главу Всероссийского НИИ селекции и семеноводства Виктора Пивоварова. Между прочим, оба ученых-селекционера, признанных во всем научном мире, довольно немолоды: оба перешагнули 70-летний рубеж. Тем не менее киевские власти это обстоятельство не смутило.

Интересно, что ограничительные списки, подготовленные Киевом, оказались в этот раз составлены довольно топорно. Во-первых, указ о санкциях, опубликованный на сайте украинского президента, в отличие от размещенных здесь же новостей о его жизни и кипучей деятельности не был переведен на русский язык. Как же, позвольте, ознакомиться с этим решением тем, кому оно адресовано, если подавляющее большинство фигурантов списков – россияне либо граждане европейских стран, которые к своему стыду до сих пор не владеют мовой? Во-вторых, оказались перевраны должности ряда руководителей, названы несуществующие компании.

Например, «Трансаэро», на которую Киев наложил сейчас свои проклятья, прекратила свою операционную деятельность еще с осени 2015 года. Депутат Госдумы РФ Владимир Шаманов назван действующим командующим российскими ВДВ, военный пенсионер адмирал запаса Виктор Чирков – главкомом ВМФ РФ, министр сельского хозяйства России Александр Ткачев – губернатором Краснодарского края. Авторы санкционных списков, скорее всего, просто на автомате переписали предыдущее, не удосужившись хотя бы сверить сведения о тех, в отношении которых они вынесли свой нынешний «приговор».

Выстрелы в ногу: огонь на поражение

Для Киева нынешние санкционные решения – уже не первые. Первые запреты в отношении российских физических и юридических лиц были установлены в сентябре 2015 года. Под различные виды санкций (от запрета на въезд в страну до ареста имущества) попали 388 человек и 105 компаний. В конце августа 2016 года действие санкций продлили, дополнив список еще 250 физическими и 46 юридическими лицами. Затем были санкции против российских платежных систем, против работающих в стране структур российских госбанков. Нельзя забывать и о жестком ограничении на пересечение украинской границы россиянам моложе 60 лет, о запрете на прямое авиасообщение.

Однако в отличие от западных санкций ограничения со стороны Украины коснулись и российских СМИ. Запрет Киева на их вещание и распространение лишил украинцев возможности смотреть популярные фильмы, сериалы и развлекательные программы, читать прессу, просматривать зарегистрированные в РФ интернет-сайты. При этом именно площадки российских соцсетей в последнее время были ареной яростных сражений так называемых «диванных аналитиков» с Украины. Интересно, как же и на кого теперь вымещать им свою злобу и «праведный гнев» (в большинстве случаев хорошо оплаченный), если такое виртуальное «поле боя» оказалось внезапно закрытым.

Конечно, в ряде случаев украинские санкции были просто смешны. Например, когда украинских телезрителей лишили права на просмотр сериала «Ментовские войны» и программ детского телеканала «Карусель». И все же в большинстве ситуаций решения киевских властей отражались на гражданах Украины куда болезненней. Разрыв экономических связей, обусловленный санкционными мерами Киева, поставил на грань выживания целые отрасли украинского народного хозяйства. В частности, по сведениям Аналитического центра при правительстве РФ, объемы ежегодных поставок подсанкционной продукции с Украины в Россию по состоянию на конец 2015 года сократились более чем в пять раз: с 727,5 млн долларов до 143,3 млн.

Однако Киев это не смутило, и в нынешнем решении Порошенко также оказалось много экономической составляющей. Под ограничения попал целый ряд украинских компаний, и это, к слову, заставляет задуматься об истинной причине санкционных потуг украинской власти. Россия же, хотя и понесла определенные потери от подобного противостояния, оценивает их далеко не критично. Так, недавний «наезд» радикалов на украинские отделения российских банков почти не отразился на работе этих финансовых учреждений в целом. По информации Сбербанка, на его украинскую «дочку» приходилось менее 0,5% активов, у ВТБ было и того меньше – 0,3%. Говорить же о том, что потеряли украинские пользователи, даже не стоит: одна отмена возможности отправки переводов через эти структуры украинскими гастарбайтерами стала для них ощутимым ударом.

Неравнозначный обмен

Аналитики уже обсуждают, что принесут украинцам нынешние ограничительные меры в отношении интернет-ресурсов. Как ни крути, здесь многое также завязано на экономику. Ежемесячная аудитория украинского сегмента «ВКонтакте» составляет 16 млн пользователей – в два раза больше, чем у Facebook. Только в этой соцсети в украинском сегменте действуют около девяти тысяч сообществ, в которых покупают, продают, проводят аукционы и зарабатывают деньги. Теперь, судя по всему, для украинского малого интернет-бизнеса наступают тяжелые времена. Очевидно и то, кто извлечет выгоду из запрета «ВКонтакте» на Украине – это американская сеть Facebook, куда, скорее всего, перетекут большинство украинских подписчиков «ВК». Редакция телеканала «Звезда» днем 16 мая не смогла получить официальный комментарий администрации Facebook по поводу устранения их основного конкурента на Украине: телефоны в Калифорнии не отвечают, а на электронный запрос пока никто не ответил.

Эксперт комитета Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности, специалист в области информационной безопасности Игорь Герасимов считает, что текущие действия Киева полностью укладываются в концепцию жесткого конкурентного противодействия и являются актом выдавливания российских компаний – на этот раз в сфере телекоммуникаций – с украинского рынка.

«Ничем иным, кроме как незаконным ограничением конкуренции, лоббированием чужих интересов, я это назвать не могу, – отмечает он. – Подобные циничные поступки команды Порошенко преследуют только эту цель, все остальное – лишь попытки подвести под это некую идеологическую платформу. Никакой идеологии здесь нет, это конкурентная борьба, жесткая, циничная, беспощадная».

Эксперты также полагают, что зачистка украинского рынка от российских интернет-ресурсов, в том числе блокирование популярных соцсетей, может выполняться в интересах конкретных компаний. Например, Facebook сегодня значительно проигрывает сети «ВКонтакте» в России и странах постсоветского пространства. Даже если действия команды Порошенко не имеют отношения к этому, то неожиданное устранение конкурента может дать Facebook дополнительные преференции в украинском сегменте.

В то же время, по мнению советника президента России Германа Клименко, санкции никак не скажутся на российском сегменте Интернета.

«Пожалуй, кроме «Яндекса», хотя не знаю, насколько его это коснется. Но с точки зрения рекламных доходов, уверен, что это, мягко говоря, не соответствует. У нас в российском Интернете общая масса украинцев – 12,5%. Я думаю, что от дохода это не больше 3%», – полагает он. Кстати, советник главы государства предлагает посмотреть, как Украина обеспечит сам запрет доступа. По его мнению, останется часть пользователей, которая научится пользоваться VPN, ТОР. «Социальные сети типа «ВКонтакте» – это то, что люди очень ценят», – отмечает Герман Клименко.

К слову, если рассматривать запрет на российские интернет-ресурсы как на часть проводимой Киевом кампании по принудительному насаждению в стране всего украинского, то в этом случае можно заметить явный диссонанс.

«У «Яндекса» даже интерфейс в лучшую сторону отличается от «Мета» (одна из популярных поисковых систем на Украине), – обращает внимание интернет-эксперт Сергей Берновский. – У украинского поисковика и безликий вид, и отсутствие нужной информации, и трудности с регистрацией. Неудобно. Можно сказать, примитивно. Не думаю, что украинцы будут в восторге, если им для работы в Сети оставят только эту площадку. Правда, есть еще UAportal и Uaport – поисковые системы, которые предоставляют возможность поиска по украинским серверам, и в их в каталог и базу данных внесены украинские web-сайты и ресурсы, содержащие информацию об Украине. Однако возможности выхода на зарубежные источники здесь ограничены. Что же касается соцсетей, по масштабу и охвату сравнимых с теми же «Одноклассниками», то я вообще затрудняюсь что-либо сказать. Насколько мне известно, ничего подобного на Украине нет».

Что скажет Запад?

Заместитель главного редактора портала «Мир безопасности» Дмитрий Рождественский обращает внимание на то, что Украина не нова в своем стремлении ограничить Интернет. Один из самых ярких примеров – Китай, где виртуальное пространство поставлено под вполне реальный контроль.

«Вспомним проект «Золотой щит», так называемый Великий китайский файрвол, когда с территории КНР ограничивается доступ к ряду иностранных сайтов, – отмечает эксперт. – Но там веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по черному списку адресов сайтов. Конечно, есть и перегибы – ограничения на тот же Facebook известны всем, кто бывал в Китае, да и Википедия там не работает».

Но то – Китай. А здесь – Украина, активно стремящаяся в Европу, к европейским ценностям. И здесь стоит напомнить, что одним из основных документов Совета Европы является Конвенция о защите прав человека и основных свобод, известная под неофициальным названием Европейская конвенция по правам человека, действующая с 1953 года. Положения этого документа защищены ничем иным, как механизмом Европейского суда по правам человека, на который так любят ссылаться украинцы. В перечне статей Конвенции, устанавливающих права и свободы человека, есть, например, ст. 9 («Свобода мысли, совести и религии»), а также ст. 10. («Свобода выражения мнения»). Нелишним также будет обратиться к Всеобщей декларации прав человека – документу, принятому на одной из первых сессий Генассамблеи ООН, еще в 1948 году. Свобода искать, получать и распространять информацию включена в эту декларацию в качестве одного из важнейших политических и личных прав человека и оговорена статьей 19. Да и вообще, любой юрист скажет, что свобода слова, расширением которой является свобода информации, есть не что иное, как фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Автор: Дмитрий Сергеев

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Ресурс IronHorse.ru: Вдохновляющий Мир Транспортных Средств Зеркало Максбетслотс гарантированный доступ к онлайн-казино Каталог шин для авто любых марок и грузоподъемности Powerball (лотерея Повербол) Небывалые выигрыши в казино Вулкан

Последние новости