Вооруженные силы США, в первую очередь ВВС, активизируют работы по развитию военной инфраструктуры Восточной Европы в рамках нового оборонного бюджета. По замыслу Штатов, в каждой стране НАТО в итоге должна быть минимум одна авиабаза, соответствующая американским стандартам. При этом планируется потратить также немалые деньги и на закупку новых «авиабаз в коробке», что позволит ВВС США в случае необходимости использовать в военных целях и полузаброшенные взлетные полосы.
Новый оборонный бюджет, или, если быть точнее, закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2019 фин. год был подписан президентом США 13 августа. Наряду с привлекшей внимание общей суммой трат в $717 млрд — по словам Дональда Трампа, «крупнейшей в истории» (что неверно, даже в абсолютных показателях в 2011 фин. году было больше, не говоря уже об учете инфляции), в России широко обсуждались растущие траты на модернизацию ядерной триады и политические меры в отношении Москвы (усилия по подрыву Договоров об Открытом небе, СНВ, ДРСМД).
Однако незаслуженно малое внимание привлекли меры в рамках так называемой «Европейской инициативы по сдерживанию» (European Deterrence Initiative, EDI, до 2017 фин. года — European Reassurance Initiative). Особый интерес вызывает даже не общий рост расходов по этой статье на треть, а приоритеты трат в будущем году.
В рамках EDI, объявленной еще Бараком Обамой 3 июня 2014 г., осуществляется «ободрение» восточноевропейских членов НАТО путем демонстрации готовности США выполнять свои обязательства по их защите. Демонстрация на первых этапах заключалась в частых, но кратких внеплановых визитах американских эскадрилий в Европу и увеличении масштабов учений. Однако в дальнейшем, когда стало ясно, что кризис в российско-американских отношениях затягивается, приступили к более серьезным мероприятиям.
Наиболее, пожалуй, заметное из принятых решений – в 2016 г. развернуть в Восточной Европе на формально ротационной основе авиационную (на боевых вертолетах «Апач») и бронетанковую бригады Армии США.
Кроме того, в том же 2016 г. началось заблаговременное складирование техники для бронетанковой дивизии на сохранившихся с холодной войны базах в Западной Европе. После завершения этого процесса в 2021 г. планируется начать разворачивать аналогичные склады заблаговременного хранения в Польше.
В случае необходимости они теоретически позволяют в течение четырех суток, перебросив личный состав самолетами, привести дивизии в боеготовое состояние.
Для более подробного рассмотрения вопроса заблаговременного складирования техники и военного снаряжения США автор рекомендует обратиться к статьям постоянного автора портала Юрия Зверева.
На грядущий фин. год запланирован серьезный рост расходов по линии EDI. Если быть точными — с $4,77 до $6,5 млрд. Куда пойдут дополнительные траты? Численно в первую очередь продолжился рост расходов на заблаговременное складирование — с $2,2 до $3,2 млрд. Расходы на личный состав, учения и «укрепление партнерства» также увеличились, но в целом косметически (например, на учения — с $217,7 до $290,8 млн).
Штурмовик A-10C на заброшенном польском аэродроме под Нове Място.
Наибольший относительный, в два с половиной раза, скачок расходов приходится на статью «усовершенствование инфраструктуры» – c $337,8 до $828,2 млн. И главное направление – активизация «приведения в чувство» авиабаз.
На чисто авиационную инфраструктуру в 2019 фин. году предполагается потратить $515,4 млн (считая расходы ВМС США, у которых своя береговая авиация), почти две трети общей суммы и намного больше, чем в прошлом году на всю инфраструктуру.
Нельзя сказать, что это касается только Восточной Европы: так, например, ремилитаризацию легендарного исландского Кефлавика, северного «пограничного столба» Атлантики, только в прошлом году потратили $14,4 млн, но в странах бывшего Варшавского договора придется во многом работать с нуля, так как созданное местами еще советскими военными строителями хозяйство пришло в упадок.
В целом ставится задача получить хотя бы одну авиабазу, удовлетворяющую американским стандартам, на страну (для крупных — хорошо бы две-три).
Например, в Румынии в 2019 г. должны закончиться четырехлетние работы на базе Кымпия-Турзи общим объемом около $40 млн. В Словакии только на 2019 фин. год заложены траты в $59 млн на постройку хранилища боеприпасов на авиабазе Малацки-Кучиня.
США ведут планомерную работу по обеспечению возможности масштабного развертывания своей авиации в Восточной Европе. Работу, которая, надо быть справедливыми, практически не велась после вступления стран региона в НАТО (это не касается разве что Польши и Прибалтики). Наряду с капитальным ремонтом уже озаботились о предварительном складировании вооружения. На наполнение складов для Европейского командования ВВС заложены $321,6 млн, а параллельно разворачивается программа складирования вооружения для партнеров по НАТО — Бельгия и Дания должны в ближайшее время получить первые партии авиабомб общей стоимостью порядка $20 млн.
Интересно, что также по статье «заблаговременного складирования» ВВС США провели, по сути, чисто инфраструктурный проект — $361 млн планируется потратить на начало закупок новых «авиабаз в коробке», Deployable Airbase System (DABS).
Они должны обеспечить возможность быстрого разворачивания авиабазы со всем необходимым, включая оборудование и технику на базе хотя бы относительно целой взлетной-посадочной полосы. Учения с прототипом DABS проходили с 16 июля по 14 августа, когда облегченный комплект был переброшен на грузовиках, паре транспортных самолетов и поезде из Люксембурга и развернут в польском Кресини. Комплекты DABS должны позволить США в случае обострения ситуации добавить к отремонтированным капитальным объектам полузаброшенные взлетные полосы.
Тенденция хоть и не выпячивается ярко, но ясна – несмотря на лозунги «пусть союзники защищают себя сами», ВВС США после двух десятилетий медленного исхода возвращаются в Европу. И в этот раз ястребы Пентагона усядутся на тысячу километров восточнее.
Александр Ермаков