Минувшим летом в Казани челнинские автопроизводители в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 провели первую ходовую демонстрацию автоматизированных беспилотных транспортных средств (БТС) КАМАЗ-1221 ШАТЛ. Презентация не оставила сомнений в полезности и актуальности инновационных технологий в России.
Новости о беспилотных технологиях в отечественном автомобилестроении публика встречает с неподдельным интересом. Камский автогигант начал работать в этом направлении ещё в 2015 году. С тех пор он достиг заметного успеха: сначала представив автономный автомобиль на шасси трехосного КАМАЗ-5350, затем запустив в эксплуатацию проект «Одиссей» и, наконец, замахнулись на городские перевозки.
Новый проект ШАТЛ (название расшифровывается как Широко Адаптивная Транспортная Логистика) относится к пассажирским транспортным средствам особо малого класса и предназначен для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения.
Габариты беспилотника
Формат развлекательного контента позволяет подключить мобильный офис, изучать окружающее пространство: архитектуру, историю, традиции,услуги для горожан.
В дороге не придётся скучать даже самым маленьким пассажирам, к их услугам мультики и поучительные рассказы о безопасности
НЕФОРМАТНАЯ ЗАТЕЯ
Идея беспилотных транспортных средств захватила умы руководства «КАМАЗа» несколько лет назад на волне интереса к инновационным технологиям. Задача казалась нетривиальной и непрофильной. Но зато появился великий шанс реализовать исследовательские возможности программистов, которыми так славится Россия,использовать недовостребованный потенциал конструкторов, загрузить резервы инженеров перспективными задачами и задействовать талант дизайнеров.
В салоне предусмотрен USB-порт для зарядки гаджетов и сервисные кнопки для выбора остановки, управления дверьми,аварийной остановки.
Но зачем всё это «КАМАЗу»? Одним только появлением ходовых беспилотных автомобилей завод заявил о себе миру,как об инновационном кластере, где молодые кадры могут самореализоваться вне грузового производства. Камский автогигант в своей истории имел большой опыт в непрофильных проектах. На волне массового увлечения любительским автоспортом здесь когда-то изготовляли кроссовые багги (лучшие в СССР!), затем массово выпускали микролитражки «Ока». Причём стоимость последней была ниже, а качество выше, чем у аналогов с берегов Оки и Волги. Новый прорывной проект ШАТЛ позволяет под новым углом посмотреть на развитие «КАМАЗа». Справедливости ради надо отметить, что презентация первого образца состоялась ещё два года назад на автосалоне МИМС-2016. Тогда был показан первый прототип КАМАЗ–НАМИ, в котором не было ни водителя, ни привычных органов управления и для раскрытия потенциала не хватало лишь ходовой презентации. Тогда многие посетители выставки,искушённые в реалистичных спецэффектах, не доверяли кадрам видеопрезентации.
ТЕХНИКА НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ
О перспективах камазовских беспилотников в России рассказали Ирек Гумерови заместитель генерального директора по стратегическому развитию ФГУП «НАМИ» Алексей Гогенко. При реализации концепции достигнуто пять эффектов: безопасное движение, движение точно в срок, экологичность, бесшумность и высокая эксплуатационная эффективность. Но зрителей больше привлёк авангардный дизайн, соответствующий самым современным тенденциям. Искушённые знатоки темы беспилотников особо отметили экстерьер как серьёзное конкурентное преимущество перед западными и азиатскими концептами, чей футуристичный стайлинг, скорее, напоминает холодильник, чем транспортное средство.
Благодаря всем управляемым колёсам машина способна развернуться на 10-метровом пятачке в один прием
Основание универсальной платформы изготовлено с использованием алюминиевых сплавов, а кузов выполнен из композитных материалов. Несмотря на небольшую габаритную длину (5 метров), автомобиль рассчитан на перевозку 12 пассажиров, половина из которых размещается на переднем и заднем диванах. В основание машины вмонтирована тяговая батарея энергоемкостью 35 кВт·ч, которая обеспечивает запас хода до 120 км (без нагрузки и с выключенным кондиционером) и разгон до 110 км/ч. Впрочем, для БТС ШАТЛ скорость будет ограничена 40 км/ч. Максимальное время зарядки составляет 50 мин, а срок службы батарей установлен в 7 лет.
Коммуницирование автомобилей и обмен данных позволяет повысить безопасность на дороге. У машин возникает общее видение ситуации на таком сложном месте, как многополосный перекрёсток
Электромобиль с тяговым электродвигателем мощностью 96 кВт переднеприводный. ШАТЛ имеет завидную маневренность, ведь все колёса управляемые и благодаря электроприводу поворачиваются на большой угол. Независимая подвеска колёс с двумя поперечными рычагами и пружинной стойкой амортизатора с опорой на нижний рычаг обеспечивают высокую плавность хода.
КАК РОБОТЫ ОБЩАЮТСЯ?
Каждый водитель, попадавший в полдень на запруженные магистрали мегаполисов, наверное, хоть раз в душе закипал от дорожной дерготни. Невозможность повлиять на ситуацию заставляет вспоминать дорожные службы, пешеходов, светофоры и других участников движения. Первый этап для решения задачи по наземным перевозкам пассажиров – строительство большей сети дорог, затем выделение линий для такси и автобусов,поскольку они лучше справляются с перевозками пассажиров, чем дальше дело осталось за малым – научить машины общаться.
Автомобили ШАТЛ вскоре смогут коммуницировать, обмениваясь необходимой информацией о дорожной обстановке: перестроениях впереди идущего транспорта, дорожных препятствиях, пешеходах и движимых объектах. Особенно это актуально в дорожной толчее, пробках при напряжённом трафике и часах пик, когда на перекрестках скапливается много пешеходов. Естественно, как общественный транспорт они уже имеют преимущество, а беспилотники в перспективе защитят законодательно от хамов, дорожных хулиганов и незаконопослушных водителей. Платформой для передачи сигнала 5G-модемов, установленных на электробусах, выступила пилотная зона сети пятого поколения «МегаФона». Одновременно на сервер «КАМАЗа» в онлайн-режиме поступает телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Эта информация собирается с сотен датчиков, установленных в беспилотнике. Задача организации удалённого управления беспилотным электробусом потребовала оперативного развертывания сети 5G на тестовой трассе в Казани. Только сеть пятого поколения может обеспечить моментальный отклик удалённого объекта и только её высокая ёмкость, в сочетании с минимальными задержками сигнала, в будущем помогут оперативно решать вопросы оптимизации транспортных потоков.
Тяговые аккумуляторы расположены в основании платформы
На первых порах машину не предполагается выводить на дороги общего пользования. В планах эксплуатация в аэропорту Бегишево, который находится под боком Набережных Челнов и отличается сравнительно небольшой загрузкой. Там электробус будет перевозить пассажиров бизнес-класса и обкатывать технологию в разных режимах и погодных условиях.