Как говорил старина Черчилль, «политики думают о будущих выборах, а государственные деятели о будущих поколениях».
Если с этой точки зрения оценивать новогоднее поздравление президента Порошенко, то нужно безоговорочно отнести его именно ко второй категории. Те или иные идеи могут нравиться или не нравиться, но не отметить радикально-«патриотическую» направленность его поздравления никак нельзя. Самое же главное – никаких попыток потрафить всяким там «ватникам», «полуватникам», аполитичным гражданам и даже просто умеренным «патриотам» (которые на Украине еще тоже встречаются).
Более того, вся композиция новогоднего поздравления, включая видеоряд, предваряющий собственно выступление президента, как будто задумана именно так, чтобы лишний раз потроллить именно вышеназванные категории граждан – для чего в число важнейших событий года внесены марш вышиванок в Одессе, крестный ход киевского патриархата (при том, что крестный ход УПЦ МП собрал гораздо больше верующих), а особенно то, что «по Крещатику впервые прошли военные НАТО».
Он не пообещал мир (которого желает подавляющее большинство жителей Украины) или даже мирное возращение «оккупированных территорий», он предсказал, что «грабителя, который разорил наш дом – наступит время – прогоним и накажем». Т.е. – новая война или, что скорее, бесконечное продолжение нынешнего «вялотекущего конфликта» с почти ежедневными жертвами.
А ведь все слушатели президентского поздравления – избиратели, которые далеко не всегда (точнее, в большинстве случаев), голосуют не «по большой любви» к политику, а за меньшее из зол, причем голос «обывателя» на выборах весит столько же, сколько голос самого радикального патриота. Так что же, Петр Порошенко настолько сам проникся идеями радикального свидомизма, что счел, что ему голоса «неправильных» граждан и не нужны вовсе? Дескать, «некошерно» для настоящего патриота там искать себе поддержку.
Однако, думаю, на самом деле все гораздо проще. Относительное благорасположение и лояльность радикалов для президента важнее, чем они же в более широких кругах украинского общества. Поэтому он так и старается выглядеть для них «своим». Т.е. «проблем» от них он опасается больше, чем дополнительных трудностей на выборах, которые «когда еще будут».
По сути, в этом он признался в другом своем новогоднем опусе, где, рапортуя об успехах в росте ВВП, добавил: «И это несмотря на то, что инициированная ура-патриотами экономическая блокада Донбасса принесла около $?2,5 млрд. чистых потерь в торговом балансе. Мы недосчитались около 1% роста ВВП и получили стагнацию в промышленности». Как будто не он же узаконил эту блокаду постановлением СНБО, убоявшись применить предусмотренные законом полномочия к нескольким десяткам радикалов, перекрывших железнодорожные пути в Донбасс?
О страхе, который нынешняя власть испытывает перед «улицей», перед перспективой нового Майдана, написано столько, что нет нужды особо повторяться. И ведь действительно, история Украины последних десяти с лишним лет показывает, что выиграть выборы совершенно недостаточно. «Майдан», т.е. выход на площадь энного (но не более долей процента от общего количества украинских граждан) числа «активистов», всегда оказывался важнее, чем свободное равное и прямое волеизъявление всего народа.
И вот я подумал, учитывая складывающиеся и становящиеся все более прочными традиции, может вовсе отменить выборы на Украине, за полной ненадобностью и бессмысленностью, а…? Закрепить в Конституции соответствующее положение: «Высшим источником власти в Украине является майдан…»
Выгоды от упразднения выборов, как совершенно бессмысленного в украинских условиях атавизма, абсолютно очевидны. Прежде всего, будут сэкономлены огромные средства, которые приходится тратить как кандидатам, так и государству. Представьте, в какую копеечку обходятся вся эта «гречка», наглядная агитация, агитаторы в палатках, политтехнологи, придумывающие хитроумные ходы. А тысячи избирательных комиссий всех уровней, наблюдатели, наблюдатели за наблюдателями, интервьюеры для экзитполов…
Наконец, это возврат к историческим традициям, к казацким радам, на которых избирали гетманов. Да что там рады – к самым истокам демократии! Ведь в древней Греции, где и зародилась демократия, не было никаких урн с бюллетенями, горожане собирались на центральной площади («майдане») и избирали правителя. Правда, подсчет голосов часто заканчивался мордобоем и поножовщиной, но и тут есть выход, подсказанный историческим опытом.
В древней Спарте избирательную комиссию (из старцев с безупречной репутацией) запирали в закрытом помещении, а затем на подиум выходили претенденты на различные должности в порядке, который старцам не был известен. Потом старцы выходили и сообщали, что наиболее бурно народ приветствовал, скажем, кандидата №4, соответственно, он и является избранным.
Вот и на Украине предлагаю ввести такой порядок, тем паче, что «уровень поддержки» современная аппаратура замерит куда точнее, что слабые уши престарелых спартанцев. Ну а чтобы ни у кого не было никаких сомнений, избирательную комиссию можно пригласить извне, скажем, из США, с их же аппаратурой, отлаженной лучшими специалистами ЦРУ и АНБ.
Разве есть у кого-либо сомнения, что определение итогов выборов майдана представителями главного светоча демократии на планете априори сделает их прозрачными и беспрекословными. Настолько беспрекословными, что кандидатам даже на агитацию не нужно будет тратиться. Ведь «точная» американская аппаратура и так все правильно определит.
В общем, прошу соответствующих господ в Киеве, и особенно в Вашингтоне, рассмотреть мою идею самым внимательным образом. Ведь если её реализовать, процесс формирования власти будет обходиться куда дешевле, проще и, главное, демократичнее!
Дмитрий Славский