Был Стокгольмский арбитраж, который постановил, что российская компания должна украинской 2,6 млрд долларов. Эта сумма - недополученная прибыль за аренду украинских труб. Газпром недопоставил газа для транзита через Украину, поэтому последние пошли в суд. Напомню также, что Нафтогаз не выполнил свою часть контракта, не выкупив у России газ для собственного потребления. Встречный иск удовлетворен не был, потому что в Стокгольме жалеют украинскую власть.
2. Далее были аресты имущества Газпрома в Европе. И объяснение, почему эта штука особо работать не будет.
3. Параллельно с этим идет рассмотрение апелляции Газпрома по решению Стокгольма (в арбитраже). Но оно может длиться до 2 лет.
4. Поэтому было обращение Газпрома в апелляционный суд Швеции (округ Свеа). И суд этот запретил Украине принудительно взыскивать долг (иммется в виду реализация имущества, получение денежного возмещения).
5. После было обращение Украины (суд округа Свеа), пытающейся опротестовать решение о запрете принудительного взыскания.
6. Наконец, вчера апелляционный суд Швеции (округа Свеа) оставил в силе свой запрет на принудительное взыскание с Нафтогазом средств с Газпрома.
7. Сегодня Украина сообщила, что снова подаст апелляцию на апелляцию России (в тот же суд округа Свеа). История на этом имеет лишь промежуточный итог, но расклад на ближайшие пару лет стал более ли менее понятен.
Итого. Арестовывать активы Нафтогаз еще может, но, во-первых, после решения суда никто из европейцев не будет помогать, во-вторых, украинцы не смогут продать активы и получить за них средства.
За два года накапает еще $560 млн процентов. Но далеко не факт, что Газпрому вообще придется за что-то платить.
А что нас ждет через два года? Правильно, истечение срока 10-летнего контракта между Газпромом и Нафтогазом в конце 2019. Чувствуется, что апелляция к Стокгольму разрешится в те же сроки.
И тут есть ряд моментов, которые хочется повесить в рамочку:
1. Старт Северного потока-2, который хотя и не удовлетворит полностью всех европейских нужд, существенно сократит необходимость в существовании Украины, как страны-транзитера, конечно, намечен на 2019-2020 год. То есть новый контракт с Украиной если и будет заключен, то на ничтожно малые объемы.
2. Скорее всего, договоры так или иначе будут заключены, потому что попросила Германия - главный бенефициар трубы и страна, более других суетившаяся по этому вопросу. Лобби Берлина было страшно напористым, сокрушавшим всех противников. Кроме самой вредной Дании.
Причем суетились немцы настолько, что сегодня появилась новость: Германия получила гарантии от США, что они не введут санкции в отношении российских трубопроводов.
Это удивительно, что Штаты пообещали не вводить санкции против прямого конкурента своим поставкам сланца. Чудеса да и только. Как они все, оказываются, умеют договариваться.
Обещания США, конечно, можно делить на восемь. Но тут уже пусть Германия разбирается.
3. Газпром ставит рекорды поставок в Европу в 2018 году. Впервые в истории экспорт российского газа в дальнее зарубежье за первое полугодие календарного года может превысить 100 млрд куб. м. То есть потребность в газе есть и будет в обозримом будущем. И, как уже было упомянуто выше, СП-2 удовлетворит часть спроса, но вакантные кубы останутся.
И тут уже Украина будет заинтересована в том, чтобы ее трубы не простаивали без дела, а Россия великодушно согласилась использовать их для Европы. На том, вероятно, и сторгуются, причем вне зависимости от итогов рассмотрения апелляции в арбитраже.
Ждем пару лет. Дальше будет интересней.
ManzaL