В Америке назревает вторая сланцевая революция, с гордостью пишут заокеанские СМИ. Инвестиционные «зазывалы» обещают неслыханные доходы тем, «кто вложится в новые проекты, несмотря на недавний крах на этом рынке». Нефтяной аналитик Ник Хобге напоминает, что многие люди разбогатели, прежде чем лопнул сланцевый пузырь. Тогда акции таких компаний, как Continental, American Oil & Gas и Brigham Exploration озолотили счастливчиков. Правда, на пике сланцевой революции.
«Теперь гидроразрыв вернулся, и прибыль, которую он создаст, будет даже больше, чем в первый раз», — пишет Ник Хобге. По его словам, это связано с новой технологией, получившей в американской прессе условное название «Fracking 2.0». Судя по публикациям, в США не только удешевили нефтедобычу, но и научились вторично собрать углеводороды там, где, казалось бы, уже ничего не осталось.
И в самом деле, спад мировых нефтяных цен заставил ряд энергетических компаний Соединенных Штатов вложиться в разработку новых эффективных решений. В итоге добытчики сланцевой нефти оптимизировали свои затраты, и теперь бурят только там, где «это научно обосновано». Пионером в продвижении новой технологии стала компания EOG Resources Inc, которую неформально называют нефтяным Apple. Её аналитики разработали программно-аппаратное приложение iSteer, которое позволяет существенно снизить стоимость разведки, бурения и добычи нефти в сланцевых образованиях.
Напомним, именно компания EOG Resources Inc получила широкую известность во время первой сланцевой революции, став первопроходцем в горизонтальном бурении, причем в плотных слоях горных пород, которые удерживают нефть и газ в крошечных порах. Тогда буровиков из EOG Resources Inc сначала называли безумцами, так как расчеты показывали очевидную убыточность этого проекта, но затем — гениями.
И вот инженеры EOG Resources Inc анонсировали новую технологию, которая позволяет безубыточно работать в условиях низких цен на нефть от $ 40 до $ 50 за баррель. Первые публикации о технологии «Fracking 2.0» появились в марте-апреле этого года, но тогда не были известны детали.
«Теперь стало известно, что EOG бурит в Западном Техасе горизонтальные скважины длиной более чем на одну милю в течение 20 дней, по сравнению с 38 днями в 2014 году, — пишет Ник Хобге. — Зафиксирован рекорд — всего за 101/2 дня. Невероятно. И самое главное, по цене на четверть дешевле, чем это было три года назад». Основной эффект достигается за счет снижения капитальных затрат при разведке и бурении на 25%, а также благодаря более точному определению богатых пластов, что сокращает еще 15% расходов.
А инженеры из Baker Hughes Inc., к слову, сообщили об инновационных восстановительных методах на старых скважинах, которые, как правило, используются всего 9?12 месяцев. Это позволило Baker Hughes Inc увеличить до 46 месяцев эксплуатацию нефтеносного слоя и добывать в среднем дополнительно 69% нефти по сравнению с традиционной технологией. При этом стоимость восстановления не превышает $ 1,8 млн. за единицу, или 25% от цены новой скважины. Они назвали это «нокаутом» капитальным расходам.
Еще две компании — Chesapeake Energy Corp. и Pioneer Natural Resources Co. — заявили, что достигли таких же результатов своим путем. Причем помимо приложения iSteer появились и другие инновации, призванные также резко снизить цену «сланца». В частности, стало известно об экспериментах со сверхтонкими скважинами в нефтеносных песках, которые позволяют получить больше нефти на каждый потраченный доллар по сравнению с традиционными методами.
Понятно, что издержки на каждой скважине отличаются, но в целом у американцев есть резерв для снижения средней себестоимость добычи сланцевой нефти на 40% по сравнение с 2014 годом. Или до $ 35 за баррель, утверждает Ник Хобге. Хотя три года назад о таких цифрах даже не мечтали.
И все-таки логично говорить не о второй сланцевой революции, а об эволюции, которая, кстати, не состоялась бы без новейших американских достижений в материаловедении, в приборостроении и в математическом моделировании.
Напомним, в начале 2015 года эксперт Сергей Пикин, директор фонда энергетического развития, в интервью «Свободной Прессе» предупреждал, что сланец себя еще покажет. «Американцы имеют уже большой опыт в этом деле, — комментирован тогда Сергей Пикин. — Вспомним, что активное освоение сланцевой нефти началось в 2009 году, а по газу — еще раньше, в 2005 году. Понятное дело, что за это время ими достигнуты определенные результаты, поэтому вполне вероятно, что имеются наработанные „ноу-хау“. Кроме того, те, кто занимается этим бизнесом, максимально мотивированы. Так что мы может стать свидетелями новых изобретений в этой области и новых потрясений на рынке нефти».
Так или иначе, но по расчетам Минэнерго США, за счет инноваций ежедневный объем производства нефти в 2018 году достигнет 9,7 млн. баррелей, отскочив от «дна» — 9,2 млн. баррелей. Следовательно, ОПЕК, и прежде всего Саудовской Аравии, придется снижать свою добычу пропорционально росту в США, чтобы сохранить текущие цены.
В то же время, эти цифры свидетельствуют лишь о восстановлении нефтедобычи в Америке до уровня 2014 года. Дело в том, что большинство игроков местного сланцевого рынка признались, что снижение издержек в рамках «Fracking 2.0» не дает им надежды не то, что на рывок — даже на элементарное выживание. Им нужно, по крайне мере, от $ 55 до $ 60 за баррель, чтобы действительно началась вторая сланцевая революция. При этом успех компаний EOG Resources Inc, Chesapeake Energy Corp., Pioneer Natural Resources Co и Baker Hughes Inc они связывают с конкретными благоприятными обстоятельствами. В любом случае, надеяться на возврат высоких нефтяных цен на мировом рынке уже не приходится.
Александр Ситников
Фото: AP/TASS