Побив горшки с Вашингтоном, президент Украины ищет покровительства в Москве
Вчера состоялся телефонный разговор между Владимиром Путиным и Петром Порошенко – по инициативе украинской стороны. По официальной версии, говорили о ситуации на Донбассе. Но несложно догадаться, что обсуждались и другие вопросы – не случайно беседа была продолжительной. Но зачем Порошенко позвонил Путину? И почему он сделал это именно сейчас – не раньше и не позже? Чего теперь ждать, потепления между Москвой и Киевом, прекращения кровопролития на Донбассе или напротив – обострения ситуации?
Последнее время у Порошенко разладились отношения с западными партнёрами. Джо Байдена, терпеливо дожидавшегося начала приватизации украинских земель, он «кинул» - в ближайшее время землю распродавать не станут. Требования Вашингтона и МВФ касательно формирования антикоррупционного суда не выполнены – Порошенко явно намеренно тянет резину. И в МВФ это поняли – судя по нервной реакции главы миссии фонда на Украине Йоста Люнгмана. А пока не будет суда – не будет и новых траншей, Люнгман так прямо и сказал. Но Порошенко хватает головной боли с НАБУ и САП, так что новых структур, подчиняющихся напрямую американцам, в стране не появится, можно даже не сомневаться – Порошенко кто угодно, но не самоубийца.
В свою очередь, Вашингтон явно затягивает с предоставлением Украине летального оружия, а без него Киев едва ли рискнёт начать наступление на Донбасс. Не удаётся американцам и надавить на Москву, чтобы там согласились на ввод миротворцев – на условиях Киева и Вашингтона. А, тем временем, экономическая ситуация на Украине становится критической – о скором крахе украинского государства уже открыто говорят сами майданщики, обслуживающие власть. Порошенко, по сути, загнан в угол – год до выборов, но ни единого шанса на переизбрание у него нет. Он непопулярен в народе, его не поддерживает ни Россия, ни Запад. А тут ещё нацразведка США в лице её шефа Дэна Коутса обещает досрочные выборы в Киеве с нулевой перспективой переизбрания для Порошенко.
Таким образом, неурочный звонок президенту России – попытка вырваться из тупика, куда Порошенко загнал себя сам. Сложно оценивать перспективы потепления отношений Киева и Москвы, но некоторые «маркеры» свидетельствуют – «процесс пошёл». Во-первых, с линии разграничения на Донбассе убрали отряды националистов, которые, собственно, и устраивали провокации с обстрелами. Во-вторых, депортировали в Польшу Михаила Саакашвили, который раздражал Москву намного больше, чем сам Порошенко. Президент Украины явно настроен на поиски компромисса. Посмотрим, найдут ли его в Москве и Киеве.
Лидия Григорьева