Мадрид начал карательную операцию в Барселоне. Пока произведены лишь обыски в администрации региона и аресты некоторых чиновников. В ответ лидеры автономии клянутся идти до конца и все же провести референдум о независимости. Обстановка в Каталонии все больше напоминает то, что происходило в Крыму накануне его отделения от Украины в марте 2014 года. Однако есть и большая разница.
Власти Испании в среду перешли к активным силовым мерам против сепаратистов Каталонии. Под стражу попали 14 человек, включая высокопоставленных чиновников.
Гражданская гвардия Испании начала серию обысков и арестов в штаб-квартире правительства Каталонии и ряде других государственных и частных учреждений автономии в 8.00 по местному времени (9.00 мск).
Гвардейцы вошли в здание правительства автономии и начали обыски, взяли под контроль все выходы, начали проверять документы у всех, кто входил и выходил, сообщает газета El Mundo. Правительству они предъявили ордер следственного суда № 13 Барселоны, направленный на полное пресечение организации плебисцита о независимости, а также актов неповиновения центральным властям.
В это время премьер-министр Испании Мариано Рахой подчеркнул, что в Каталонии предпринимаются попытки ликвидировать испанскую конституцию и суверенитет, поэтому его «правительство делает то, что должно».
Глава Каталонии Карлес Пучдемон провел экстренное совещание своего кабинета. Позднее он заявил: «Правительство Каталонии стало объектом спланированной агрессии полицейских сил испанского правительства с целью помешать мирному волеизъявлению каталонцев 1 октября». Он указал, что центральные власти пересекли красную черту, которая отделяла их от тоталитарных режимов, и превратились в «демократический позор».
Глава Национальной ассамблеи Каталонии Жорди Санчес призвал каталонцев к мирному сопротивлению. Вскоре перед зданиями, в которых шли обыски, начались акции протеста.
Митинги охраняла каталонская полиция, которая пока никак иначе не вмешивалась в происходящее, хотя подчиняется она правительству Пучдемона. Ясно, что пока власти Каталонии не хотят провоцировать насилие – их более устраивает позиция морального превосходства над Мадридом.
К вечеру был проведен как минимум 41 обыск в учреждениях, среди которых министерство экономики, иностранных дел, занятости и социальных вопросов, аппарат главы правительства, налоговая служба, а также частные компании Indra и T-Systems. Сообщалось даже о случаях обыска отдельных жилых домов.
Стоит отметить, что частные компании выбирались неслучайно. Например, T-Systems предоставляет услуги правительству Каталонии в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Indra обычно обеспечивает электоральные процессы, в частности электронное голосование, подсчет голосов, статистический анализ. Таким образом, этот шаг направлен на то, чтобы лишить Барселону инструментов для проведения референдума.
Первые замы отправляются в тюрьму
Среди задержанных оказался ближайший соратник вице-премьера и министра экономики Каталонии Ориоля Жункераса, его заместитель по линии министерства Жозеп Мария Жове. Именно возглавляемое Жункерасом ведомство и его сотрудники оказались приоритетной мишенью силовиков.
«Это полное пренебрежение волей граждан. Они делают вещи, которые мы десятки лет не видели в западных демократиях», – возмутился Жункерас.
Для обысков выбирались ведомства, чиновники которых наиболее активно задействованы в подготовке к референдуму. При этом изымались бюллетени, агитационные листовки и другая электоральная атрибутика.
Как сообщил «Интерфакс», в городке Бигес в 45 км к северу от Барселоны гвардия изъяла несколько миллионов бюллетеней. По сообщению источника, близко знакомого с ситуацией, ведется пересчет оставшихся бюллетеней, могли быть изъяты 9 млн бюллетеней.
Показательно, что задержания коснулись различных функционеров, однако не затронули первых лиц. У некоторых из них лишь подверглись обыску рабочие кабинеты, но не более того. Мадрид явно дал понять, что они могут быть следующими.
Упор на ведомство Жункераса был сделан отнюдь не просто так. Кроме того, что экономическое ведомство, по сути, заведует обеспечением финансирования плебисцита, Жункерас является второй фигурой в правительстве, а по своему политическому весу в автономии опережает и нынешнего главу Каталонии Пучдемона. Глава «Левых республиканцев Каталонии» (ЛРК), партии, входящей в правящую коалицию «Вместе за», считается одним из наиболее ярых, весомых и последовательных сторонников отделения от Испании и проведения голосования.
Глава аппарата главы правительства Каталонии Жорди Турулл заявил о «полицейском и осадном положении» и подчеркнул, что намерения Барселоны провести референдум остаются в силе и с каждым часом становятся все более обоснованными.
Толпы манифестантов старались препятствовать обыскам, но без открытого сопротивления гвардейцам. В ряде случаев им даже удалось добиться успеха. Например, в штаб-квартиру «Кандидатуры народного единства» гвардия долго не могла попасть. Манифестанты долго мешали им, заявляя, что правоохранители смогут «пройти только через их трупы».
Такого не было «со времен генерала Франко»
«Это атака на демократию. Это удар по каталонским институтам власти, законным, легитимным и избранным гражданами», – заявил газете ВЗГЛЯД глава партийной группы «Левых республиканцев Каталонии» в муниципалитете Барселоны, бывший депутат парламента Испании Альфред Бош. У правительства Испании нет никакого права прерывать работу каталонской администрации, подчеркнул он.
«Речь идет о большинстве государственных благ, которые предоставляются гражданам, – больницах, школах, университетах, всем, что необходимо для работы связи, транспорта», – объяснил он.
«Картины, свидетелями которых мы были сегодня, мы не видели со времен тоталитарной диктатуры генерала Франко. Произвольные аресты и прямые нападения на институты самоуправления в Каталонии напоминают нам военную диктатуру. Ничего сравнимого с тех пор не происходило», – указал собеседник.
Правительство Каталонии не намерено слагать полномочия, подчеркнул Бош и добавил: «Мы обратимся к Евросоюзу, потому что мы европейские граждане. Мы понимаем, что были нарушены наши самые основные права. Кроме того, мы останемся тверды. Мы не сдадимся и 1 октября проголосуем за наше будущее, что бы ни произошло».
«Сегодня тысячи граждан спонтанно и мирно собрались, чтобы защитить свое правительство, избранное демократическим путем, которое было атаковано, чтобы защитить демократию», – заявил газете ВЗГЛЯД избранный от Каталонии евродепутат Жорди Соле.
«Нет ничего, что могло бы воспрепятствовать демократической и свободной воле народа, мобилизовавшегося за свои права, – подчеркнул Соле. – Каталонский народ еще раз продемонстрировал, что испанским властям нас не запугать».
Протесты прошли и в центре Мадрида – на площади Пуэрта дель Соль. К их организации приложила руку левацкая партия «Подемос», которая не поддерживает сепаратизм, однако выступает за свободное волеизъявление. Кроме того, еще ранее митинги в поддержку каталонцев прошли в Стране Басков, другом регионе Испании с сильными центробежными настроениями.
Глава Страны Басков Иньиго Уркулью заявил, что не понимает действий Мадрида. «Это ситуация, которая требует понимания реалий, диалога и переговоров, чтобы прийти к соглашению», – подчеркнул он. «Власти Испании хотят потушить огонь, подбрасывая еще дров и подливая бензина. Именно они ведут ситуацию к точке невозврата», – указал Уркулью.
Один из зампредов Европарламента Димитрис Пападимулис назвал «очень тревожным сдвигом» аресты, произведенные испанскими властями, подчеркнув необходимость решения проблемы путем диалога, а не посредством «агрессивных действий».
«Крымская весна» началась на Пиренеях
Специалист по Испании, декан факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, кандидат филологических наук, доцент Александр Чичин уверен, что Барселона не решится на вооруженное сопротивление Мадриду:
«Все взято под контроль Испании. Каталония никак не сможет противостоять. Абсолютно нет никаких законных рычагов. Единственное, что можно сделать, – показать народное возмущение, что сейчас и происходит».
«Сегодня было показано, что Каталонию лишат возможности провести голосование. У каталонцев ничего нет, кроме такой важной вещи, как моральное преимущество. Каталонцы в данной ситуации окажутся проигравшими, но не будут слабыми»,
– предрекает эксперт.
События в Каталонии напомнили Чичину события в Крыму в начале марта 2014 года, когда на полуострове также готовился плебисцит о независимости. Только на полуострове защитить процесс народного волеизъявления помогли российские военные. В Каталонии же местная полиция пока сохраняет нейтралитет. Что же касается юридического статуса двух европейских регионов, то он вполне тождествен.
Крым, как и Каталония, был автономией, а Украина, как и Испания, – унитарным государством. Правда, Каталония во многом давно уже действует самостоятельно – ее автономия вполне реальная и широкая, Крым же в составе Украины обладал лишь формальным автономным статусом.
«Только между этими событиями не аналогия, а противопоставление. В Крыму дали людям высказаться, провели голосование, а Каталонии такой возможности не дают, – поясняет эксперт РАНХиГС. – В этом разница. Карлос Пучдемон сказал, что правительство Испании перешло красную черту, которая отделяет тоталитарные режимы от обычных, превратилось в позор для демократии».
«Поэтому Мадрид и не дает проводить референдум, что каталонцы проголосуют за выход. Если бы была уверенность, что будет как в правительственной статистике Мадрида: 40% – за, 60% – против, то голосование провести бы разрешили. Но Испания идет на поразительные меры, – восклицает Чичин. – Удивительно, что такое в Европе вообще может быть!»
Текст: Никита Коваленко, Екатерина Коростиченко