Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и посетивший столицу Черноземья помощник президента РФ Игорь Левитин в пятницу, 4 августа, осмотрели водоподъемную станцию (ВПС) №4, расположенную в областном центре.
Объект обеспечивает круглосуточную подачу воды – кстати, пригодной для питья – жителям Центрального и части Коминтерновского районов Воронежа. ВПС-4 – последняя из введенных в работу станций на территории Воронежа, ее запустили в 2011 г. Стоимость строительства объекта превысила 1 млрд руб., средства для его возведения выделялись из федерального, областного и городского бюджетов. Однако в настоящее время станцию, как и все водоканальное хозяйство столицы Черноземья, обслуживает ООО «РВК-Воронеж»: в 2012 г. компания заключила с мэрией договор концессии на срок 20 лет. Собственно, это соглашение стало первым примером подобного партнерства в сфере водоснабжения мегаполисов.
Несмотря на довольно небольшой срок, прошедший с момента ввода ВПС-4 в эксплуатацию, коммунальщики провели некоторую модернизацию станции. В частности, по данным гендиректора ООО «РВК-Воронеж» Олега Николаенко, за счет этих мероприятий удалось повысить КПД объекта, а также уменьшить расход электричества – на 30%.
Руководитель компании-концессионера отчитался и о выполнении инвестпрограммы организации: всего за пять лет (с 2012 по июнь 2017 гг.) частники вложил в реконструкцию и обновление системы водоснабжения и водоотведения города 1,56 млрд руб. Однако в ближайшие 1,5 года «РВК-Воронеж», как заверил гендиректор компании, рассчитывает увеличить сумму затрат почти на 1 млрд – тогда общий объем инвестиций составит 2,5 млрд руб.
Подобные планы концессионера, безусловно, можно только приветствовать: ведь дополнительные средства, по идее, пойдут на дальнейшую модернизацию оборудования и водоканального хозяйства города. Значит, пользу от этого должны ощутить рядовые воронежцы.
Однако есть и интересная деталь: по какой-то причине ни бизнесмены, ни представители горадминистрации – несмотря на договор концессии, остающейся собственником имущества – не упомянули в презентации о проекте ВПС-21. По крайней мере, информации об этом в сообщении пресс-центра облправительства нет. При этом именно с появлением ВПС-21 ранее были связаны надежды местных и региональных властей на решение проблемы нехватки воды в левобережной части города.
Собственно, планы по строительству ВПС-21 – станции мощностью 36 тыс. кубометров в сутки – анонсировались еще в 2013 г. Разместить ее планировалось в пригородном Новоусманском районе: в конце мая 2014 г. депутаты гордумы Воронежа даже согласовали выкуп участка площадью более 261,7 тыс. кв. м под размещение объекта. Предполагалось, что приобретение земли под ВПС-21 обойдется городской казне в 11,2 млн руб. Хотя эта сумма – конечно, капля в море: как заявляли представители «РВК-Воронеж» в июне 2014 г. в ходе визита в регион министра строительства и ЖКХ Михаила Меня (к слову, ему также демонстрировали работу ВПС-4), общая стоимость возведения ВПС-21 оценивалась в 1,2 млрд руб.
Откуда взять такие средства? Понятно, что городскому бюджету даже при поддержке областной казны такие расходы не потянуть – необходима помощь федерального центра. Глава региона Алексей Гордеев поднимал этот вопрос в беседах с высокопоставленными чиновниками: просьбу подключиться к финансированию проекта губернатор, в частности, озвучил еще весной 2014 г. на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Правда, видимой горожанам реакции за этим не последовало. Позднее была инициатива возвести объект с использованием механизма государственно-частного партнерства: например, привлечь к финансированию заинтересованные строительные компании, ведь новая станция сняла бы вопросы водоснабжения в районах развивающейся застройки. Однако и этот вариант реализован, судя по всему, не был.
Тем временем рост числа новых микрорайонов в левобережной части города делает тему строительства ВПС-21 весьма актуальной. Впрочем, пока городские власти официально никаких подвижек по поводу возведения объекта не анонсировали – видимо, ждать жителям левобережья придется долго. Либо вопрос строительства станции могут попытаться «повесить» на концессионера – раз уж он обслуживает водоканальное хозяйство и получает от этого прибыль. А вот согласится ли инвестор на такой шаг – и не придется ли искать дополнительные «стимулы» для частников в городском бюджете – вопрос открытый.
Татьяна Омельченко