Независимость от российского газа обернулась для Киева новой долговой кабалой. Строительство экспортного маршрута «Северный поток - 2», который позволит России отказаться от транзита топлива через Украину, западные компании, участвующие в реализации проекта, оплачивают средствами, которые Киев переплачивает за реэкспорт российского «голубого топлива» из ЕС. Отказавшись от импорта энергоресурсов из России, Украина приготовила себя к очередным миллиардным долговым обязательствам и повышению тарифов для населения.
Спустя два года после прекращения закупок российского природного газа, власти Украины пришли к выводу, что топливо, которое они импортируют из стран ЕС — Венгрии, Словакии и Польши — оказывается дороже на $100 за тысячу кубометров, нежели поставки из России. Несмотря на это, глава Незалежной Петр Порошенко заявил, что таким образом его страна «соскочила с газового крючка и получила настоящую энергетическую независимость», Киев вновь присматривается к возобновлению импорта топлива из России.
К этому украинцев подталкивают понятные причины. Газопровод «Северный поток - 2», начало эксплуатации которого в 2019 году лишит Киев $2 млрд, которые Москва сейчас выплачивает за транспортировку «голубого топлива» в Европу по территории Украины, оказался ловушкой. Инвестиции на его сооружение, которые выделяют европейские компании — партнеры «Газпрома» по этому проекту, фактически поступают из карманов рядовых граждан Незалежной, которым приходится расплачиваться за нерациональной ход своего правительства.
Виной тому вердикт Стокгольмского арбитражного суда, отменившего своим решением правило take or pay, прописанное в межправительственном договоре России и Украины о поставках газа. Такая формула предполагает оплату запрошенного, но не отобранного газа. Если покупатель не выбирает заявленные объемы, то поставщик теряет в деньгах, поэтому компенсация заранее прописывается в соглашении.
Отменив это правило, Стокгольм одновременно обязал Киев закупать у России не менее 5 млрд кубометров газа в год, как отмечено в межправительственном соглашении двух стран. Киев воспринял такое решение как панацею, однако суд обязал Украину выплатить около $2 млрд за ранее поставленный, но не оплаченный газ. Каждый день просрочки выплаты обходится Украине в $600 тыс штрафа.
Впрочем, вовсе не штрафные санкции толкают Киев на сближение с Москвой по энергетическому вопросу. Украина любыми способами хочет заблокировать строительство газопровода «Северный поток - 2», который будет поставлять в Европу до 55 млрд кубометров «голубого топлива», тем самым, исключив Незалежную из схемы поставок российского газа в страны Старого Света. Стоимость его сооружения составляет около 9 млрд евро. Половину этих средств готовы предоставить европейские партнеры «Газпрома», в том числе, французская Engie. Как заявил ее президент Жерар Местралле на недавнем Гайдаровском форуме, «мы поддерживаем и будем продолжать поддерживать этот проект на любых условиях».
Такая позиция вполне объяснима. Аналитики американского агентства Блумберг подсчитали, что в 2018 году страны Старого Света потеряют $1 млрд недополученных доходов, если будут поставлять российский газ обратно в Украину. Другими словами, предлагая сейчас российский газ украинским потребителям, Европа теряет на этих сделках примерно столько же (в годовых инвестициях), сколько могла бы экономить, построив «Северный поток - 2».
Более того, независимость Украины от российского топлива ставит Киев в двусмысленное положение. Ежегодно покупка (даже при снижении объема потребления производственными предприятиями и населением) газа в Европе превышает $2,2 млрд. Европейские энергетические компании, выступающие контрагентами в этих сделках, являются также и инвесторами строительства «Северного потока - 2» Фактически, часть выручки, которая поступает за газ из Украины (стоит учесть, что долги Киева перед Европой за энергообеспечение уже превышают сумму годовых поставок газа — то есть, более $2 млрд), партнеры «Газпрома» по «Северному потоку — 2» тратят на строительство трубопровода, который лишит Украину возможности влиять на российские экспортные поставки.
Возместить ущерб правительство Украины собирается за счет населения, тарифы на «голубое топливо» для которого с 1 апреля будут повышены более, чем на 8%. Как утверждает глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, это окажется «правильным шагом» для жителей его страны и приведет «к поступлению дополнительной прибыли» в пользу государства. Правда, деньги на энергетическую независимость от российского газа вновь будут поступать из карманов украинских обывателей.
Николай Макеев