Городские власти планируют расширить пилотный проект по введению безналичной системы оплаты проезда в пассажирском транспорте. Помимо троллейбусов, где возможность расплатиться карточкой уже существует, в течение лета POS-терминалами планируется оборудовать и автобусы муниципального перевозчика – МКП «Воронежпассажиртранс», сообщила ГТРК «Воронеж».
По данным телекомпании, определенную популярность среди горожан, предпочитающих перемещаться по областному центру на электротранспорте, система безналичной оплаты уже успела приобрести. Так, билеты с помощью карты покупают около 6% данных пассажиров.
Стоит сказать, что назвать эту цифру значительной все же довольно сложно – как известно, троллейбусы давно не являются самым востребованным видом транспорта у воронежцев, а если уж новацией пользуются менее 10% пассажиров, то итоговая статистика, по всей видимости, выходит куда как скромной.
Впрочем, в мэрии столицы Черноземья эксперимент сочли успешным, поэтому в ближайшие месяцы внедрить систему эквайринга планируется и на автобусах МКП «Воронежпассажиртранс». Всего терминалами, принимающими банковские карты, потребуется оборудовать около 150 автомобилей. А в дальнейшем аналогичные устройства должны появиться и в автобусах всех 12 частных перевозчиков.
–Переговоры с частными перевозчиками уже были проведены. Несколько крупных компаний, в принципе, свою заинтересованность высказали – они готовы предоставить транспорт и начать ставить данное оборудование, – прокомментировал телекомпании руководитель управления транспорта горадминистрации Владимир Анисимов. – Сначала мы запустим весь муниципальный транспорт, а после перейдем к частным предприятиям. На сегодняшний момент у нас все готово, чтобы масштабировать этот проект уже на весь город.
Слова чиновника в беседе с корреспондентом «Обозреватель.Врн» подтвердил и председатель Совета руководителей транспортных предприятий Воронежа, глава совета директоров ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских.
– Это инициатива мэрию, исполнять которую перевозчики обязаны. Если эту систему введут, то все компании должны будут такое оборудование установить – это предусмотрено существующими соглашениями между перевозчиками и горадминистрацией, – напомнил бизнесмен.
Перспективу появления системы безналичной оплаты проезда во всем городском транспорте Дмитрий Крутских оценил положительно – по его мнению, перевозчики от установки терминалов только выиграют.
– Для компаний это дополнительная возможность учета пассажиропотока – естественно, это выгодно, – уверен глава «Автолайна». – Но здесь надо спрашивать не только перевозчиков: главное, чтобы эта система была удобна для горожан, чтобы оборудование не простаивало. А для этого необходимо создать всю инфраструктуру.
За чей счет будут устанавливаться POS-терминалы – возьмет ли на себя данные расходы оператор системы или они «повиснут» на перевозчиках – пока неизвестно. Впрочем, как и сроки расширения проекта: Дмитрий Крутских предположил, что «безнал» в автобусах частных перевозчиков вряд ли появится в ближайшее время, однако не исключил возможность запуска системы к осени.
Отметим, что сама по себе идея безналичных расчетов в городском транспорте Воронежа обсуждается не первый год. В разное время власти рассматривали несколько вариантов системы – в том числе с помощью Единой транспортной карты. В середине июня 2015 г. на региональном уровне даже рассматривалась возможность сотрудничества с АО «Универсальная электронная карта», предлагавшего создать процессинг-центра в сфере ЖКХ и транспорта, однако проект так и не был реализован.
О необходимости дать воронежцам возможность расплачиваться за проезд в маршрутках с помощью карт неоднократно говорили и общественники – например, сопредседатель воронежской межрегиональной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. Однако активист подчеркивал – одной лишь установки терминалов мало, необходимо «отсечь» водителей от потока наличных.
Готовы ли местные власти пойти на такой кардинальный шаг? Честно говоря, навряд ли…
Татьяна Омельченко