Недостигнутое дно падения и «пендельная терапия» от МВФ

12.02.2018 15:42 2

Недостигнутое дно падения и «пендельная терапия» от МВФ

Напугал меня премьер-министр Владимир Гройсман. Сказал, что Украина еще не прошла точку невозврата, все может измениться в худшую сторону. Так и заявил в Верховной Раде. И я ему верю. Более того, мне кажется, что пресловутое дно еще впереди. И нигде мы не лежим и не стучимся. Мы все еще падаем. Нацбанк, похоже, тоже «полон оптимизма». Говорит, что рост экономики замедлится. Странно, а я даже не заметил, когда он убыстрялся. Может, МВФ знает. Миссия сегодня должна прибыть в Киев.

“Мы все имеем шанс войти в историю как те, кто не просто рекламировал, а построил сильную экономику государства. Я готов служить этим целям. Давайте вернем чувство достоинства украинцам. Люди едут работать за границу, потому что хотят вернуть уважение, а не только за деньгами. Мы должны вернуть это уважение украинцам”, – сказал на прошлой неделе премьер Украины.

После этих пронзительных слов где-то в далеком Вашингтоне в офисе МВФ зарыдала от стыда Кристин Лагард. Или не зарыдала, а просто так показалось. И тут же велела прислать в Украину миссию. Техническую. Не оценочную. Будет работать 12-16 февраля.

Я плохо разбираюсь в видах и подвидах миссий МВФ (не путать с мессиями), но, видимо, оценочная дает оценку, которая позволяет получить бабло. А техническая ничего нам не позволяет, просто осуществляет “пендельную терапию”. Как сообщили в МВФ на запрос "Укринформа", гости “сосредоточатся на обсуждении технических вопросов с представителями украинской власти”. Чувствую, будут спрашивать: “Где Антикоррупционный суд?”.

Лучше бы спросили, как проходит наш полет на дно. Тут есть, что рассказать нового. И снова благодаря Нацбанку. Он очень “обнадеживает”. Недавно прочитал на его сайте, что баланс внешней торговли товарами и услугами Украины в 2017 году сведен с дефицитом на уровне $6,848 млрд., что на 25,2% больше дефицита за 2016 год. При этом годовой дефицит внешней торговли товарами вырос на 31,9% – до $9,158 млрд., а профицит внешней торговли услугами – в 1,6 раза, до $2,310 млрд.

Вы разобрались в цифрах? Если кто не понял с первого раза, поясняю: $9,158 млрд. – это не выручка, а минус, в который мы влетели при торговле товарами. А $2,310 млрд. – плюс от торговли услугами. Какая у нас главная услуга? Кто сказал проститутки и рабочие руки? Шутки в сторону. Главную услугу мы оказываем агрессору: прокачиваем его газ в Европу.

Из-за того, что “Газпром” делал профилактический ремонт своим трубам, в частности останавливал газопровод "Северный поток", Россия увеличила транзит газа территорией Украины до максимума за последние 5 лет. За апрель-июнь 2017-го объем транспортировки российского голубого топлива европейским потребителям вообще достиг исторического максимума.

В итоге по услугам мы вышли в плюс, а по товарам в минус. В среднем получилось $6,848 млрд. дефицита. Все не так уж плохо, как могло бы быть. А все он – проклятый агрессор. Торгует с нами и торгует. Никак не отстанет. Товарооборот Украины с Россией в январе-ноябре 2017-го вырос на 28,6%. Но все равно ЕС круче. У нас с ним рост торговли на 28,8%. Перевес в целых 0,2%. Спасибо европейским оффшорам.

Правда, в абсолютных цифрах величины несопоставимы. По информации Госстата, объем экспорта товаров в страны Европейского Союза вырос на 30,4% – до $15,914 млрд., импорта – на 22,8%, до $18,832 млрд. Объем экспорта товаров в Российскую Федерацию вырос на 11,6% – до $3,584 млрд., импорта товаров из РФ – на 38,2%, до $6,332 млрд.

И все потому, что, отказавшись от “кровавого угля” из ОРДЛО, мы закупаем российский уголь. Пенсильванский и юаровский тоже иногда приплывает. Но что-то в последнее время сухогрузов от них не было. Приходится топить “российским”. По виду – тот же донбасский антрацит, но по документам – чисто из Пензы. Или Ростова. Нет, чтобы в холоде посидеть. Лучше сохранились бы. Как мамонты...

Впрочем, я отвлекся от платежного баланса. И торгового тоже. И текущего счета. Так много умных слов на сайте НБУ, что все и не упомнишь. Я просто их процитирую.

“За оцінками НБУ, в 2017 році профіцит платіжного балансу України склав $2,6 млрд. Дефіцит поточного рахунку – $3,8 млрд. (у 2016-му – $3,5 млрд.), у т.ч. дефіцит торгівлі товарами – $9,16 млрд. (у 2016-му – $6,94 млрд.).

"По оценкам НБУ, в 2017 году профицит платежного баланса Украины составил $2,6 млрд.. Дефицит текущего счета - $3,8 млрд. (В 2016-м - $3,5 млрд.), В т.ч. дефицит торговли товарами - $9,16 млрд. (в 2016-м - $6,94 млрд.).

Експорт товарів зріс на 19% за результатами року і становив $39,9 млрд. Експорт продовольчих товарів збільшився на 16% завдяки високим обсягам поставок зернових, олії та жирів та інтенсивному експорту м’ясо-молочної продукції. А розрив виробничо-логістичних зв’язків з підприємствами на неконтрольованій території (НКТ) зумовив зниження фізичних обсягів експорту чорних металів, однак завдяки зростанню світових цін вартісні обсяги експорту продукції металургії збільшилися на 22,1%. Також збільшилися вартісні обсяги експорту залізних руд (у 1,4 раза) завдяки сприятливій ціновій кон’юнктурі.

Экспорт товаров вырос на 19% по итогам года и составил $39,9 млрд. Экспорт продовольственных товаров увеличился на 16% благодаря высоким объемам поставок зерновых, масла и жиров и интенсивном экспорта мясо-молочной продукции. А разрыв производственно-логистических связей с предприятиями на неконтролируемой территории (НКТ) обусловил снижение физических объемов экспорта черных металлов, однако благодаря росту мировых цен стоимостные объемы экспорта продукции металлургии увеличились на 22,1%. Также увеличились стоимостные объемы экспорта железных руд (в 1,4 раза) благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре.

Найбільш суттєво у 2017 році зросли поставки української продукції до країн ЄС – на 32%. Як наслідок, країни ЄС стали найбільшим торговельним партнером України, і їх частка у загальному експорті товарів зросла до 35,4% (порівняно з 31,9% у 2016 році). Водночас попри зростання експорту до Росії її частка в загальному обсязі експорту українських товарів скоротилася до 8,5% (з 9,1% у 2016 році).

Наиболее существенно в 2017 году выросли поставки украинской продукции в страны ЕС - на 32%. Как следствие, страны ЕС стали крупнейшим торговым партнером Украины, и их доля в общем экспорте товаров выросла до 35,4% (по сравнению с 31,9% в 2016 году). В то же время несмотря на рост экспорта в России доля в общем объеме экспорта украинских товаров сократилась до 8,5% (с 9,1% в 2016 году).

Імпорт товарів збільшився на 21% у 2017 році і становив $49 млрд. Насамперед відбулося розширення енергетичного імпорту – у 1,5 рази. Дефіцит вугілля на внутрішньому ринку, значна частина якого в попередні роки постачалася з НКТ, зумовив зростання фізичних обсягів його імпорту. Також активізація приватних імпортерів природного газу призвела до збільшення його закупівель. Водночас у світі підвищилися і ціни на енергоресурси. Це мало значний внесок у зростання вартісних обсягів імпорту нафтопродуктів на 27.6%”.

Импорт товаров увеличился на 21% в 2017 году и составил $ 49 млрд. Прежде всего произошло расширение энергетического импорта - в 1,5 раза. Дефицит угля на внутреннем рынке, значительная часть которого в предыдущие годы поставлялась с НКТ, обусловил рост физических объемов его импорта. Также активизация частных импортеров природного газа привела к увеличению его закупок. В то же время в мире повысились цены на энергоресурсы. Это должно значительный вклад в рост стоимостных объемов импорта нефтепродуктов в 27.6% ".

Видите, полет у нас на самом деле нормальный. Присутствуют одновременно профицит и дефицит. Плюньте в глаз тому, кто скажет, что такое невозможно: либо прибыль, либо убыток. У нас возможно все! У нас растущая экономика. Только растем в обратную сторону.

А теперь самое интересное: об инвестициях. Не тех, которые вкладывает в нас иностранный инвестор, а там, где мы строим свое будущее собственными руками в прямом смысле слова. Только строим не тут, а на чужбине. Зато пересылаем в Украину “инвестиции”. Я бы назвал их по-доброму: домашние инвестиции.

“У 2017 році тривало зростання грошових переказів на тлі посилення міграційних процесів та зміцнення валют країн Східної Європи. Збільшення надання ІТ-послуг зумовило зростання переказів зі США. Зростання грошових переказів компенсувало вищі, ніж у 2016 році, виплати за дивідендами через розширення в травні 2017 року дозволу на репатріацію на дивіденди, нараховані за 2016 рік”.

"В 2017 году продолжался рост денежных переводов на фоне усиления миграционных процессов и укрепление валют стран Восточной Европы. Увеличение предоставления ИТ-услуг обусловило рост переводов из США. Рост денежных переводов компенсировало выше, чем в 2016 году, выплаты по дивидендам за расширения в мая 2017 года разрешения на репатриацию на дивиденды, начисленные за 2016 год ".

Перевожу с языка Нацбанка на общепонятный. Дорогая Польша, фиг с ним, с этим Бандерой. Наше прошлое давно умерло. Как и ваше тоже. Давайте жить дружно. Разрешите нам и дальше на вас батрачить. Потому что без этого у нас резко упадет “приплыв” инвестиций.

Дорогие Штаты! Спасибо, что забрали наши светлые умы (в то время, как Польша – трудолюбивые руки). Мы не специально кошмарили IT-фирмы в 2015-2016 гг., а лишь потому, что справедливо предполагали: они работают на компьютерную индустрию США и уклоняются от уплаты налогов в Украине. Должен сказать, что фирмы, точнее, люди, которые там трудились, продолжают работать на компьютерную индустрию США (просто потому, что наша компьютерная индустрия пока отсутствует), но делают это уже непосредственно в США. Пересылая деньги своим семьям.

В итоге нашей работящести “чистий приплив прямих іноземних інвестицій в Україну становив $2,3 млрд у 2017 році”. Хотя раньше сообщалось (и мы б этом писали), что реальные инвестиции в 2017 году не достигли и $900 млн.

В целом, благодаря “профіциту зведеного платіжного балансу та отриманню у квітні чергового траншу від МВФ міжнародні резерви збільшилися на 21% до $18,8 млрд. або 3,6 місяця імпорту майбутнього періоду станом на кінець 2017 року”, – подытоживает Нацбанк.

Осталось получить еще немного денег от МВФ в этом году, и можно жить. К сожалению, миссия, которая прибывает сегодня, как мы уже отметили выше, не оценочная, а воспитательная. Денег от нее получить нельзя, а “пендели” – можно.

Что в сухом остатке? Как пишет в своем Facebook-блоге известный аналитик Андрей Головачев, “основная структурная проблема экономики Украины – это ее неспособность обеспечить положительный торговый баланс: все годы независимости украинский импорт всегда превышал экспорт. Как следствие – все эти годы гривна последовательно обесценивалась...

В прошлом году торговое сальдо снова оказалось отрицательным и составило огромную величину: более $6 млрд.! От очередной глубокой девальвации гривну спасли... заробитчане, которые перевели в страну около $9,5 млрд. Без их денег была бы катастрофа!

Учитывая то, что правительство получило $1 млрд. от МВФ и 0,6 млрд. евро от ЕС, а также разместило облигационный заем в размере $1,4 млрд., то по итогам 2017 г. платежный баланс оказался даже положительным – около $3 млрд.!

Приходится признать, что главным экспортным товаром Украины стали рабочие руки заробичан, которые ценой отказа от своей будущей пенсии спасают экономику Украины. Парадоксально, но экономика Украины сейчас держится на тех 6,5-7 млн. украинцев, которые выехали на заработки.

Это и объясняет внешне шизофреническое поведение украинских властей, которые, с одной стороны, объявляют Россию агрессором, но с другой – отказываются разрывать дипломатические отношения с ней, не разрывают "Договор о дружбе и сотрудничестве" и не вводят визовый режим. Потому что если 4 млн. украинцев, которые работают в России, возвратятся назад в Украину, то мало не покажется...

По этой же причине украинские власти будут всегда уступать польскому давлению, потому что в Польше работают, по различным оценкам, 2,5-3 млн. заробитчан. Стоит полякам вернуть назад в Украину хотя бы 200-300 тыс. чел., то это приведет к сильнейшему социальному кризису в западных областях Украины” (конец цитаты).

На этом фоне заявление Нацбанка, что, по итогам 2019-2020 года, он ожидает замедление роста экономики до 2,9% с 3,4%, которые могут быть достигнуты в 2018 году, выглядит как-то странно. Или они с Гройсманом сговорились, чтобы поплакать перед МВФ насчет недостигнутого дна? Или хотят напугать оставшихся в стране трудоспособных граждан, чтобы ехали на заработки (пока безвиз не отменили) и поставляли сюда валюту? Или то и другое вместе. Хотя какие 3,4%, если в 2017-м мы едва доползли до 1,8%?! Подумал так и успокоился. Можно лететь дальше. Вниз...

Недостигнутое дно падения и «пендельная терапия» от МВФ
Виталий Подвицкий. Со дна на бал

Егор Смирнов

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Услуги грамотных юристов по выгодным ценам Выбираем комфортное парикмахерское кресло для салонов красоты Инвестирование в китайских юанях Новые возможности для всех посетителей Покердома Где приобрести кровельные материалы в Белгороде

Последние новости