Администрация Воронежа в 2020 г. планирует выкупить новый объект – культурно-досуговый центр, который должен быть создан на месте получившего скандальную известность недостроя на Ленинском проспекте, 201. Участок с «замороженным» зданием бывший владелец – ООО «Новый квартал» бизнесмена Тофика Магеррамова – передал, как и предполагалось, структурам местного «Домостроительного комбината» («ДСК», контролируется сенатором Сергеем Лукиным). О перспективах появления соцобъекта на этой территории сообщил мэр Воронежа Вадим Кстенин в ходе отчета перед депутатами гордумы в среду, 26 декабря.
Глава города подчеркнул, что имущественных вопросов относительно недостроенного здания не осталось. В настоящий момент идет процесс проектирования культурно-досугового центра. Необходимое для перепрофилирования объекта строительство выполнит «ДСК», а мэрия выкупит у холдинга уже готовый комплекс. Правда, во сколько обойдется муниципальной казне приобретение центра, мэр предпочел не уточнять.
Напомним, что история с заморозкой строительства жилой 20-этажки на Ленинском проспекте, 201 претендует на звание самого резонансного скандала 2017 г. – по крайней мере, из тех, что были связаны с курсом на избавление города от «архитектурного бандитизма». Жители прилегающих к новостройке пятиэтажек выступили резко против появления высотки – прошла серия протестных акций, горожане даже блокировали въезд техники на стройплощадку. Возведение жилого дома остановили в начале апреля – после вмешательства тогдашнего губернатора Алексея Гордеева. Он жестко раскритиковал конфликт между строителями и местными жителями, а затем поручил руководству горадминистрации добиться урегулирования спора – причем с учетом позиции недовольных горожан.
Кроме того, историей покупки земельного участка по Ленинскому проспекту, 201 заинтересовались силовики. Сначала работники областной прокуратуры вскрыли в действиях ООО «Новый квартал» массу нарушений. Материалы своей проверки они передали в Следственный комитет, представители которого возбудили уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») – по факту «противоправных действий неустановленных сотрудников администрации города и неустановленных лиц, действовавших в интересах одной из строительных организаций Воронежа». По версии следствия, неизвестные злоумышленники похитили «путем злоупотребления доверием и обмана» земельный участок на Ленинском проспекте, 201 и расположенный на нем недостроенный объект – незавершенный спорткомплекс. Оба актива находились в собственности муниципалитета, а затем перешла во владение застройщика. Тогда следователи оценивали нанесенный городской казне ущерб в сумму свыше 20 млн руб.
В рамках расследования дела оперативники нагрянули с обысками к высокопоставленным городским чиновникам – в том числе, к вице-мэру по социальной политике Надежде Савицкой и на тот момент руководителю управления имущественных и земельных отношений Наталье Махортовой.
В конце июня 2017 г. в мэрии объявили о готовности выкупить недостроенное здание у застройщика, после чего создать на его месте соцобъект. При этом в горадминистрации заверяли, что интересы дольщиков «Нового квартала» будут учтены. К слову, данное обещание удалось сдержать: в начале февраля 2018 г. тогдашний врио мэра Воронежа Вадим Кстенин анонсировал начало расчетов с дольщиками недостроенного дома. Оказалось, что горадминистрация заключила трехстороннее соглашение с двумя строительными компаниями – ООО «Новый квартал» и АО «ДСК».
Как пояснял тогда корреспонденту «Обозреватель.Врн» руководитель управления строительной политики города Владимир Пешков, «ДСК» обязалось достроить здание, переоборудовав его под размещение многофункционального объекта социальной направленности. Однако информации о том, каким именно будет профиль нового учреждения, не озвучивалось.
Впрочем, вскоре оказалось закрыто и уголовное дело. В начале марта сотрудники СКР отказались от претензий по поводу механизма вывода земельного участка из муниципальной собственности. Следствие не нашло признаков мошенничества в процедуре передачи земли в частные руки, поэтому прекратили уголовное дело.
Татьяна Омельченко