Многие украинцы, прибывающие на заработки в Польшу, попадают в фактическое «рабство». Об этом пишет киевская интернет-газета «Страна».
Как отмечается в публикации, «по статистике, 60% украинских заробитчан столкнулись с проблемами при трудоустройстве в Польше. При этом часто аферистами оказываются украинцы, которые когда-то сами были заробитчанами, но нередко украинцев обманывают польские предприниматели.
Первый секретарь по консульским вопросам посольства Украины в Польше Дмитрий Горбань признает, что в последнее время увеличилось количество жалоб украинцев, в основном из-за невыплат зарплат: «Обращаются и те, у кого работодатели забрали паспорта. Это, по сути, преступление в сфере торговли людьми».
Множественные случаи описываются и в польских СМИ.
«Им иногда плохо платят, они работают в течение многих часов без дополнительной оплаты, их размещают в условиях, противоречащих ощущению добропорядочности и человеческому достоинству. Они работают без договора, без страхования. У них забирают загранпаспорта и путем различных финансовых наказаний не доплачивают», — пишет Dzienniku Gazecie Prawnej
Весной этого года на польском телеканале TVN 24 показали сюжет о трудовом лагере для украинцев. Репортер программы Superwizjer опубликовал видео, на котором одна из украинок рассказала о том, как попала в настоящее рабство.
Женщина по имени Оксана должна была работать на предприятии по производству продуктов питания, где ей обещали 1 тыс. долларов в месяц. Но она не увидела не только обещанных денег, все оказалось намного хуже, чем она могла себе представить. У женщины сразу же все отобрали, оставив только одежду.
«Телефон забрали, чтобы никому не звонила. Работать пришлось „нон-стоп“. Оставалось надеяться, что если буду послушна, то, может быть, мне что-то заплатят», — рассказала она.
«В четыре утра меня разбудил пан ногой в спину со словами: „Вставай, не прикидывайся“. Пнул, как животное, а не человека». А когда стала возмущаться, пару раз ударил по спине. Кормили тоже как зверей — отбросами. Кроме того, хозяин угрожал вырезать ее семью в случае обращения в полицию.
«В комнате, где мы жили, нельзя было нормально пройти между напиханными койкам. В некоторых комнатах жило по 16 человек. Люди спали даже в коридоре. Везде кишело блохами и клопами, а единственный душ был в подвале. Там тоже жили люди, спали на матрацах. Они говорили, что им не платят по 4?5 месяцев, многие работники никогда не дождались своих выплат. У людей забирали паспорта», — приводит свидетельство украинской семейной пары интернет-издание fakt24.pl. в статье с красноречивым названием «Драма украинцев в Варшаве. Поляк сделал из них рабов».
«Хозяин, пан Мирек, кричал на нас, называл украинским быдлом, люди его очень боялись и закрывались в своих комнатах. Когда заболела одна из женщин, он заставлял ее работать. У нее была температура 40 градусов», — рассказала польским журналистам украинка Ирина.
Как отмечает «Страна», похожие истории происходят с украинцами и в Прибалтике.
Преступники обманом заманивали украинцев в Литву, предлагая высокие зарплаты, однако потом всё заработанное забирали, оставляя заробитчан голодать и своими силами добираться на родину, — пишет литовский портал 15min.lt.
— Такого рода инциденты имеют место быть в Польше, однако следует сказать, что их становится меньше, — отмечает обозреватель ИА REGNUM Станислав Стремидловский.
— Действительно, среди польских бизнесменов еще хватает тех, кто стремится нажиться на украинских гастарбайтерах. Рабочих рук не хватает, польская экономика нуждается в усилении притока трудовых резервов с Востока. В этой ситуации бывает, что некоторые украинцы попадают к недобросовестным предпринимателям, которые платят им меньше, чем за ту же работу полякам. В ряде случаев, украинцев польские бизнесмены даже «воруют» друг у друга. Но есть и другая тенденция.
Среди украинских рабочих растет желание получать за свой труд больше, чем платят полякам. Сформировалась группа — и она растет — украинцев, которые требуют до 5 тысяч злотых за то, за что полякам платят 3,5?4 тысячи злотых. Они не хотят больше собирать яблоки или строить дома, а желают сидеть в офисе. И это начинает беспокоить польских предпринимателей.
— Почему власти Польши, по-вашему, ничего не предпринимают? Украинцы для них люди второго сорта?
— Нет, так нельзя сказать. Напротив, власти Польши стараются отслеживать подобные случаи. В частности, когда бизнес дискриминирует украинцев по части оплаты их труда. И сами украинцы начинают чаще жаловаться на невыплаты зарплат, занижение их, оформление «вчерную». Например, во Вроцлаве инспекторы бюро труда в этом году получили 195 таких жалоб, в то время как в 2016 году их было всего 72. В прошлом году в суды было направлено 40 заявлений о наказании работодателей и наложено 22 штрафа, в этом — 54 обращения в суды и 6 штрафов. Одновременно идет борьба с мошенниками, которые незаконным путем получают в региональных органах власти разрешения для иностранцев на работу в Польше, а потом с помощью своих подельников на Украине перепродают такие разрешения украинцам.
— Подобные рассказы не останавливают поток украинских гастарбайтеров? Жить в рабстве в Польше лучше, чем дома?
— Жить в рабстве нигде не лучше. Однако украинцев не останавливает возможность попасть к недобросовестному работодателю. Польские власти и местное самоуправление стараются интегрировать украинские семьи в польскую среду. В ряде регионов наблюдается рост учеников — граждан Украины, которые ходят в польские школы, что становится своего рода необычной ситуацией для директоров этих учебных заведений. Помимо того, в некоторых воеводствах на украинских детей начинают распространять действие польской государственной программы 500+, которая предусматривает, что семья, имеющая двух несовершеннолетних детей, может получать 500 злотых на второго и каждого последующего ребенка, независимо от дохода. В случае, если доход семьи составляет менее 800 злотых на человека, семья может получить пособие также и на первого или единственного ребенка.
Наконец, украинские власти создают такую жизнь для своих граждан на Украине, что тут в Африку поедешь, не то что в Польшу.
— Об этих вещах пишут польские СМИ. Почему нет реакции от Киева? Не повлияет ли это на двусторонние отношения?
— Вероятно, Киеву не до этого. Вместо того чтобы заботиться о живых, украинские власти ругаются с Варшавой из-за мертвых, «героев» из числа сотрудничавших с нацистами украинских националистаов, виновных в геноциде поляков во время Волынской резни. Ситуация с трудовыми резервами волнует в большей степени украинских бизнесменов. Например, в Тернополе, где еще 2?3 года назад найти любую стабильно оплачиваемую работу было достаточно непросто, сейчас работодатели буквально в отчаянии. Люди приходят, спрашивают про зарплату, берут время на размышление и больше не возвращаются. Вместо этого собирают вещи для очередного вояжа в соседнюю Польшу. И никакие повышения зарплаты их не останавливают. Через год-два на Украине, по оценкам экспертов, может остаться только 20 миллионов населения. Возможно, Киеву только на руку, если самые активные покинут страну.
— Отмечается, что нечто подобное происходит и в Литве. Почему именно в Польше и Литве?
— Такое может теоретически повторить в любой стране ЕС, где начнут скапливаться сотни тысяч украинцев. В Польше сегодня есть опасения, что иностранная рабочая сила с Востока может начать перетекать дальше на Запад. Скажем, в Германию. Время покажет, насколько это реально.
— У Украины и Польши довольно своеобразные исторические сложившиеся отношения, — напоминает политолог Александр Дудчак.
— Во времена Союза мрачные страницы истории не принято было вспоминать. Сейчас всплывает самое непрезентабельное. Жизнь украинцев отягощает официальное поклонение нынешней власти Бандере и прочим негодяям фашистского разлива. Это наслаивается на положение «бедных родственников» в Польше. Тем не менее, Польше, польской экономике украинцы выгодны. Они создают ВВП страны с меньшей нагрузкой на социальную сферу. Это дешевая, но вполне квалифицированная рабсила, готовая к интеграции, ассимиляции, если это позволяют условия.
При этом на соцгарантии в большинстве случаев они не рассчитывают. Но Польша — лишь одно из направлений. Точно так же едут и в Россию — даже жители западных регионов страны. Было бы все нормально дома — не ехали бы. Но таков результат т.н. Евромайдана, результат закономерный.
— Насколько украинцы уязвимы юридически? Ведь «безвиз» не позволяет им официально работать в ЕС…
— В Польше более лояльно относятся к условиям «безвиза» для украинцев, их устраивает такая рабсила. Но теперь могут ввести официальные сборы за возможность работать по «безвизу». Значит, немного сократится, и без того невысокая оплата заробитчан…
Дмитрий Родионов
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС