Серийное производство самолетов Ан-148 в России планируется заморозить в 2018 г. Последними лайнерами этого семейства должны стать воздушные судна, которые сотрудники «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» (ВАСО, входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации) соберут по действующему заказу для Минобороны России. О завершении программы выпуска Ан-148 заявил глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью ТАСС в четверг, 24 августа.
– Активная реализация программы будет заморожена до тех пор, пока не появятся новые заказчики. При этом, безусловно, поддержка эксплуатируемых самолетов будет продолжена, – заверил министр.
Здесь стоит отметить, что значительную часть доходов воронежский авиазавод получает именно за счет сборки Ан-148? Если точнее: по итогам 2016 г. из 6,4 млрд руб. общей выручки ВАСО, согласно финансовой отчетности, на продажу Ан-148 приходилась почти половина – 3,11 млрд руб. При этом предприятие завершило 2016 г. с убытком в 1,8 млрд руб. Что в таком случае ожидает ВАСО после заморозки проекта Ан-148?
Однако глава Минпромторга не склонен к пессимизму: по его словам, мощности воронежского авиазавода простаивать не будут – их дозагрузят заказами на самолеты Ил-96-400М и Ил-112.
Напомним, что судьба проекта по выпуску Ан-148 оказалась под вопросом после ухудшения отношений между Россией и Украиной. Данная модель ближнемагистральных самолетов выпускалась в кооперации с украинскими партнерами из конструкторского бюро «Антонов», однако взаимодействие между предприятиями из соседних государств осложнилось.
Впрочем, о завершении проекта по выпуску Ан-148 говорится не впервые: так, в конце июня федеральные СМИ сообщили о предстоящем закрытии программы. Правда, представители ВАСО тогда заявили, что пока не выработан действующий контракт с Минобороны России, предусматривающий поставку пяти лайнеров (трех – в 2017 г. и двух – в 2018 г.). Кроме того, на предприятии ссылались на ведущиеся переговоры по поиску возможных заказчиков самолета – при наличии интереса к модели производство Ан-148 могло быть продолжено.
Что вогнало последний гвоздь в «крышку гроба» проекта Ан-148, официально не сообщается. Однако можно предположить, что найти потенциальных покупателей на новые самолеты этой серии все же не удалось – иначе зачем отказываться от обкатанной модели? Или политические мотивы на этот раз перевесили финансовую выгоду?
Ольга Маркелова
Фото пресс-службы ВАСО