Очередной конфликт между СБУ и борцами с коррупцией из НАБУ многими трактуется как попытка спецслужбы «поставить на место» орган внешнего управления. Ни для кого не секрет, что антикоррупционное ведомство курируется из Вашингтона и используется в качестве «дубинки» для украинских чиновников. Однако бросается в глаза откровенно комедийный характер всей этой истории.
Одна из самых обсуждаемых на Украине новостей: СБУ задержала детектива Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), предлагавшего взятку за выдачу документов группе нелегальных мигрантов. Многие сочли ее ярким эпизодом в долгой истории противостояния украинских силовых структур.
Головы дракона
На Украине больше никого не удивляет то, что различные силовые ведомства страны не столько ориентируются на государственные интересы в широком смысле слова, сколько являются инструментами влияния отдельных политиков.
К примеру, МВД возглавляет член «Народного фронта» Арсен Аваков – однопартиец бывшего премьер-министра Арсения Яценюка и действующего главы СНБО Александра Турчинова. На фоне падения рейтингов как «Народного фронта», так и почти всех его политических лидеров Аваков, кажется, ухитрился сохранить и авторитет, и влияние. Впрочем, это не удивительно – он уже более трех лет возглавляет самое могущественное ведомство в стране, контролирующее – прямо или косвенно – не только полицию и связанные с ней структуры, но также госпогранслужбу, ГСЧС и ряд других.
СБУ и Генеральная прокуратура находятся в ведении президента Петра Порошенко. Злые языки утверждают: реальным руководителем ведомства является заместитель его главы Павел Демчина, которого называют ставленником делового партнера Порошенко Игоря Кононенко. Генпрокуратуру же возглавляет лично близкий к главе государства человек – Юрий Луценко.
Что же касается Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), это относительно новое явление в системе украинских органов власти. Общепринятым считается мнение, что НАБУ курируют из-за океана – то есть это ведомство является элементом «колониальной администрации», призванным держать в узде украинские элиты. С одной стороны, не давать им слишком уж зарываться в коррупционные схемы, с другой – следить, чтобы они следовали курсом кураторов с берегов Потомака.
В любом случае понятно, что такой орган надо формировать из «туземцев». И желательно, чтобы аборигены не были интегрированы в те или иные клановые структуры.
Концепция, конечно, здравая, но в результате детективов НАБУ набирали буквально по объявлениям. А главу одесского отделения НАБУ ищут уже полтора года – и пока без особых успехов.
Неудивительно, что сформированный таким образом орган, будь он хоть трижды независимым от украинских элит, не показывает выдающихся результатов. Точнее, громкие аресты в активе НАБУ есть, а вот громких приговоров нет.
К примеру, в апреле 2017 года НАБУ задержало одного из видных деятелей «Народного фронта», бывшего депутата Николая Мартыненко по делу о растрате на госпредприятии «Восточный ГОК». Сажать в СИЗО Мартыненко, правда, не стали – суд освободил его под личное обязательство. И хотя с тех пор прошло почти восемь месяцев, о завершении досудебного следствия по этому делу не слышно ничего, кроме обещаний руководства НАБУ, что «вот-вот».
Аналогичная история и с бывшим главой Государственной фискальной службы Украины (таможня плюс налоговая) Романом Насировым. Насирова задержали еще в марте, суд освободил его под залог в 100 миллионов гривен. Никаких движений по делу за этим не последовало.
Много шума – и ничего
Почему так происходит? На этот счет существует несколько версий, которые лучше всего проиллюстрировать третьим громким делом НАБУ – арестом сына главы МВД Арсена Авакова Александра по знаменитому «делу рюкзаков».
Само это дело датируется еще 2014 годом, когда, по версии следствия, МВД закупило у фирмы сына Авакова «Днепровенд» рюкзаки для областных управлений. Сама фирма закупала рюкзаки по 55 гривен за штуку, а продавала уже по 2900.
Скандал стал достоянием общественности в январе 2016-го, когда в Сети появилось видео, на котором Александр Аваков обсуждает операции с рюкзаками с тогдашним замминистра МВД Сергеем Чеботарем. Видео якобы было сделано антикоррупционным департаментом СБУ Украины и каким-то образом «просочилось» в Сеть. 30 октября 2017 года в НАБУ наконец-то «осознали» – сын Авакова, оказывается, коррупционер, после чего направились к нему домой, чтобы вручить подозрение и провести обыск.
Дальше было смешно. Срочно прибывшие на место бойцы МВД банально не дали детективам обыскать связанные с Аваковым помещения. Самому ему «вручали подозрение» добрые шесть часов, из-за чего даже опоздали передать дело в суд для решения вопроса о мере пресечения. Закончилось все так же, как и в предыдущих случаях: под впечатлением от группы поддержки, состоящей из ряда депутатов от «Народного фронта» и «неизвестных молодых людей в камуфляже», суд освободил Александра Авакова под залог в пять миллионов гривен. Новость о выходе «кронпринца» на свободу стала последним реальным сообщением по «делу о рюкзаках».
Основным доказательством, имевшимся в активе НАБУ, было то самое видео 2016 года. То есть не ясно, почему детективы решили заняться Аваковым именно сейчас. По одной из версий, причина заключалась в очередном конфликте между Аваковым и Порошенко, которые не сошлись во мнении насчет того, на каких условиях должны объединяться блок Порошенко и «Народный фронт». А так как, утверждают конспирологи, этот политический «брак» был благословлен в посольстве США, из Вашингтона решили немного «покошмарить» Авакова по просьбе Порошенко.
Изюминка в том, что «видео из интернета» доказательством в суде быть не может. Нужен оригинал, а оригинал у СБУ. По слухам, даже там его уже нет: видео якобы было уничтожено сразу после «слива» в 2016-м.
К слову сказать, слив этот вряд ли случаен: как раз тогда Порошенко пытался (под шумок переформатирования кабмина) сместить Авакова с поста главы МВД. Так что заявления министра и его окружения о том, что «наезд» НАБУ связан с президентом, вряд ли совсем уж необоснованны.
В общем, вся история НАБУ свидетельствует: ужаса коррупционеров из нового ведомства не вышло. Не помог ни «грузинский варяг» Гизо Углава на должности заместителя начальника ведомства, ни тактические носки для спецназа по 400 гривен за пару. В этой ситуации постоянные требования руководства НАБУ расширить их полномочия и оперативные возможности, а также «снабдить» ведомство «своим» антикоррупционным судом выглядят по меньшей мере малообоснованными: вы сперва с тем, что у вас есть, работать научитесь.
Похождения детектива под прикрытием
В общем, НАБУ срочно требовалась громкая победа в виде ареста какого-нибудь высокопоставленного чиновника. Похоже, что выбор пал за замглавы Государственной миграционной службы Дину Пимахову. Для ее разоблачения затеяли целую операцию с внедрением «агента под прикрытием», который должен был всучить Пимаховой 15 тысяч долларов за оформление украинского гражданства для гражданина Ирана.
С учетом профессионализма, свойственного детективам НАБУ, можно представить себе, как строилась «спецоперация»: агент НАБУ, чеканя шаг, входит в кабинет чиновницы и громко, чтобы записалось на диктофон, говорит: «Дина Пимахова, я хочу предложить вам взятку в 15 тысяч долларов! Вы согласны?»
Следует понимать, что за 26 лет украинская коррупция обросла огромным количеством неписаных правил и приемов, позволяющим коррупционерам избежать ответственности за свои схемы. В частности, ни один чиновник никогда не станет брать деньги лично или даже обсуждать их с незнакомыми или малознакомыми людьми. Для таких вопросов у важного чиновника всегда есть посредники – обычно они не являются госслужащими, а работают «юристами-консультантами» в известных всем заинтересованным лицам фирмах. Все «решение вопросов» происходит через них, а сам «клиент» может даже ни разу не столкнуться с чиновником, которого подкупает.
Как бы там ни было, Пимахова осознала, что ее планируют скомпрометировать. И сделала естественную в такой ситуации вещь: проинформировала СБУ.
В самой СБУ утверждают, что до самого последнего момента не знали, что «соблазнитель» является агентом НАБУ. Но поверить в это сложно. Скорее, в ведомстве ухватились за благоприятную возможность усадить в грязь «зазнаек» с вашингтонской «крышей». И пока «агент» НАБУ «документировал» Пимахову, сотрудники СБУ документировали самого «агента».
Чем дальше, тем смешнее. Пимахова брать взятку у «агента» отказывалась, сроки срывались, план «горел». Согласно данным СБУ и генпрокуратуры, рассматривалась возможность, что «агент» хорошенько напоит Пимахову, а то и вступит с ней в интимную связь для завоевания доверия. Наконец неприступная крепость пала: Пимахова согласилась оформить паспорт за 30 тысяч долларов, половину из которых потребовала сразу. Предвкушая громкое задержание, «агент» пришел на встречу с оговоренной суммой – и немедленно был арестован сотрудниками СБУ, в контакте с которыми работала Пимахова.
В общем, история это скорее комедийная, нежели детективная. Но кое-какие выводы из нее сделать можно.
Во-первых, одолеть коррупцию, пронизывающую украинское государство сверху донизу, при таком уровне компетентности и профессионализма НАБУ не получится. И дело здесь не в отсутствии специализированного суда и не в возможности вести прослушивание телефонных переговоров, а в банальном умении уличать преступников в соответствии с требованиями украинского законодательства.
Во-вторых, украинские власти, включая и окружение Порошенко, не испытывают к «колониальной администрации» и ее представителям на местах ни симпатии, ни пиетета. Не будучи способными (по понятным причинам) напрямую атаковать бойких, хотя и не слишком ловких новичков, они не упускают возможности дискредитировать их при любом удобном случае.
В-третьих, откровенно беззубый «звездно-полосатый тигр» НАБУ является довольно удобной пешкой в куда более серьезных играх, которые ведут между собой украинские силовики и спецслужбы (точнее, их высокопоставленные покровители).
И все это было бы весьма забавно, если бы «ценой вопроса» не была судьба 40-миллионной страны.