Если бы в Киеве сейчас заявили, что готовы стать новым штатом США за пределами Североамериканского континента, это не вызвало бы удивления в той же степени предсказуемости, как решение нынешнего правительства Украины проситься в НАТО. Может, в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе и потерли радостно ладошки от возможности лицезреть подобное политическое шоу, но уж точно не танцевали гопак по случаю возможного появления в своих союзнических рядах таких проблемных партнеров.
Напомним, что накануне украинский парламент принял законопроект, согласно которому вступление в НАТО является для их страны приоритетом во внешней политике. Судьбоносным решением украинские парламентарии внесли изменения в законы «Об основах внутренней и внешней политики» и «Об основах национальной безопасности Украины», закрепив на законодательном уровне положение о том, что членство Украины в НАТО является приоритетом государственной внешней политики. Мощно! Хоть и предсказуемо. Мы приняли – вы теперь там, в Брюсселе, расхлебывайте наш законопроект. Логика нищего попрошайки в пешеходном переходе – я же сказал, что «сами мы не местные», так давайте медный грошик, господин хороший!
Если лозунг: «Украина – це Европа», появился еще до известных событий на киевском майдане, то последующий посыл: «Украина – це НАТО», тоже не заставил себя долго ждать. Уже в декабре 2014 года Верховная рада отказалась от внеблокового статуса Украины, что подразумевало ее вхождение в любой военный союз, где между строк совершенно четко читалось о готовности сотрудничества именно с Североатлантическим альянсом. Не скрывал этого и новоявленный президент Петр Порошенко, который заявил тогда, что Украина должна к 2020 году обеспечить полную совместимость вооруженных сил с силами стран НАТО. В подтверждение своих слов Порошенко пообещал провести в стране референдум, результаты которого гарантированно должны подтвердить готовность всего украинского народа поклясться в верности альянсу.
На счет всего народа, готового «пустить НАТО в хату», Порошенко погорячился и в 2014-м, и сейчас, когда практически половина украинцев категорически против такого военного сотрудничества. Да и «старшие господа» из альянса сразу заявили, что Украина не скоро сможет стать членом НАТО, и этот срок «задержки» эксперты оценили как минимум в 20 лет. Но продаться очень хочется.
«Мне уже случалось об этом говорить, я просто кратко подчеркну один тезис, – говорит эксперт по вопросам военно-политического планирования Александр Зимовский. – Самоцель существования сегодняшней Украины – это война с Россией. Лишите Киев этой цели, и через две-три недели духу от всей этой опереточной бандеровщины на Украине не останется. Гопак вокруг вступления Украины в НАТО связан с тем, что в одиночку Киев представляет угрозу лишь для своего собственного народа.
Видите ли, все дело в том, что Украина никогда не имела опыта реальной государственности. Дикое поле, Украина, Запорожская сечь – все эти топонимы говорят о полном отсутствии структурированного и юридически оформленного национального государства как политического тела нации. После Западного похода монголов Южная Русь подчинилась Золотой Орде. Когда власть Орды ослабела, вся нынешняя Правобережная Украина до Днестра попала под контроль литовских князей. Когда Литва утратила былую силу, эти земли стали колонизировать польские магнаты и шляхта. В конце XVI века (в 1590 г.) все земли южнее и юго-восточнее Белой Церкви были официально объявлены «пустыней», которой они на самом деле и были с точки зрения освоенности. Король Речи Посполитой получил право жаловать шляхте эти пустынные земли по своему усмотрению. А на нижнем Днепре и в Северном Причерноморье правил турецкий султан.
Запорожские козаки в то время переставляли собой не имеющее никакой национальной идентификации парамилитарное формирование. И вот этот запорожский картель постоянно находился в поиске хозяина. Козаки искали, куда приткнуться, к кому поступить на службу. Обычно нанимателем становился польский король, московский царь или турецкий султан. Причем с турками запорожцы сотрудничали наиболее плодотворно. Например, по Корсуньскому договору 1669 года гетман Петро Дорошенко отдал султану все Подолье в обмен на свое пожизненное гетманство, Украина на 30 лет стала турецким протекторатом-санджаком.
Кому отдаться под руку – извечная проблема, доставшаяся Украине от гетманщины. Сагайдачный служил польской короне, Богдан Хмельницкий – русскому царю, Мазепа – шведскому королю. Пытались прибиться то к Австро-Венгрии, то к кайзеровской Германии, то опять к Польше Пилсудского, то уповали на «отца» украинской нации и объединенной Европы Адольфа Гитлера. Теперь вот Украина лезет без мыла в НАТО.
Юридически для вступления Украины в НАТО никаких препятствий нет. Осталось, как в анекдоте, уговорить Ротшильда. Де факто Украина участвует в натовских маневрах, на ее территории постоянно присутствуют войска НАТО в самых различных конфигурациях. Но украинская верхушка в Киеве бредит действительным членством в альянсе. Разумеется, НАТО в нынешней ипостаси имеет четко выраженную антироссийскую направленность. Поэтому для членства в НАТО никаких особых условий не нужно – насаждай в стране русофобию, раздувай истерию, кричи: «Русские идут», тряси, в общем, жупелом – и тебя сразу примут. Украина по этим критериям – первый кандидат на вступление, это очевидно.
Но есть нюанс. В нынешней геополитической ситуации Украина (учитывая ее кипучую воинственность) сможет войти в НАТО лишь как бывшая Югославия – по частям. А какого размера будут эти части и сколько их останется от Украины на момент, когда ее сделают членом, – ответ на этот вопрос находится не в Брюсселе».
Подобные инсинуации Украины по желанию вступить в НАТО в России особой паники не вызвали – войска точно по сигналу «Тревога!» никто поднимать не стал. Да и в Кремле на эту тему отреагировали исключительно лишь по просьбе журналистов прокомментировать ситуацию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заметил, что «в Москве традиционно с недоверием и озабоченностью относятся к процессу расширения НАТО в сторону наших границ». Понятно, что Россия примет все меры для защиты собственных интересов и безопасности, независимо от политической неразберихи в других странах. Что касается самой Украины, где идет гражданская война, при таком обстоятельстве шансов вступить в НАТО ничтожное количество.
«Как ни странно прозвучит, но в НАТО сейчас скорее бы приняли Россию, чем Украину, что априори, конечно, невозможно, – считает директор Центра анализа стратегий технологий Руслан Пухов. – Во-первых, альянс за членство в своих рядах требует денег, которых у Украины попросту нет. Во-вторых, желает подогнать все вооружение под свои стандарты. В-третьих, хочет видеть лояльность не только военного командования, но местного населения. Можно этот список требований продолжить, но даже по основным позициям нынешний Киев натовскую фуражку примерить не в состоянии – не по Сеньке шапка».
Вероятно, что по прошествии времени, заметим, что очень длительного, Украина, как самостоятельная и независимая страна, все-таки станет членом какого-то военного союза, возможно даже НАТО. Но тут, как гласит притча, либо осел сдохнет, либо падишах умрет.
Виктор Сокирко