Сегодня в Харькове должен состояться суд над членами экипажа рыболовецкого судна «Норд». Ранее им присудили штрафы за нарушение «порядка въезда-выезда между временно оккупированной территорией» и Украиной. Сейчас могут оштрафовать за предпринятые на выходных попытки тайно выехать с украинской территории. Ситуация с задержанием судна «Норд» еще развивается, а украинская сторона успела задержать второе российское судно.
Задержания судов проводятся по решению прокуратуры Автономной Республики Крым (АРК). Это украинский орган, функционирующий на украинской территории. Его название объясняется тем, что Киев не признает российский статус Крыма, официально оперирует названием АРК, считает полуостров «временно оккупированной территорией Украины».
Соответственно органы власти АРК продолжают существовать, но работают на территории, подконтрольной Киеву. Считается, что это временно.
В начале недели пресс-служба украинской прокуратуры АРК сообщила: «В ходе досудебного расследования прокуратурой Автономной Республики Крым совместно с Военно-морскими силами Украины зафиксирована противоправная деятельность компании, зарегистрированной в Российской Федерации». В украинской Генпрокуратуре уточнили, что речь идет о компании Trans Services Maritime. Принадлежащее ей судно-земснаряд (порт приписки г. Туапсе) добывало песок в районе Каркинитского залива Черного моря у берегов Крыма. Генпрокурор Украины Юрий Луценко уточнил, что добыча песка велась в заповеднике «Лебединые острова», который географически относится к территории Крыма.
Судно-земснаряд, по сообщениям украинской стороны, задержано и отбуксировано в порт «Южный» в Одесской области. Украина открыла уголовное производство.
Тем временем развивается конфликт вокруг рыболовецкого судна «Норд», которое было задержано украинскими пограничниками 25 марта возле Обиточной косы в Азовском море. Крымский траулер под российским флагом, на борту которого находилась команда из 10 человек, был отбуксирован в Бердянск Запорожской области. 30 марта украинский суд наложил арест на судно. Начались суды над членами команды.
Украинская сторона задержала пока только капитана «Норда» Владимира Горбенко. Ему сообщили о подозрении в совершении уголовного правонарушения. Речь идет о нарушении установленного Украиной порядка въезда-выезда между украинской территорией и Крымом. Пресс-секретарь прокуратуры АРК Татьяна Тихончик сообщила украинским СМИ, что еще 6 апреля за Горбенко был внесен залог в размере около 1,5 тыс. долл. Он был выпущен из следственного изолятора под подписку. Капитан, по словам Тихончик, дает показания в Главном управлении СБУ по Автономной Республике Крым.
Вчера стало известно, что Горбенко предъявили новое подозрение – о незаконном рыбном промысле. К концу дня суд должен был вынести решение о мере пресечения. То есть капитана могли снова задержать. Ему грозит до трех лет лишения свободы в Украине.
Члены команды «Норда» ранее должны были уплатить штрафы и явиться в региональное отделение СБУ, чтобы дать показания по делу Владимира Горбенко. Однако накануне Пасхи украинские пограничники сообщили, что пресекли попытки бегства экипажа «Норда». По данным Госпогранслужбы Украины, в ночь на 8 апреля моряки на автомобилях генконсульства РФ прибыли на пункт пропуска «Гоптовка» в Харьковской области. Вместо паспортов они предъявили справки, по которым украинские пограничники отказались пропустить их на российскую территорию. В ночь на 9 апреля такая же ситуация повторилась на пункте пропуска «Чонгар»: команда попыталась вернуться в Крым, но вынуждена была остаться на украинской территории.
Начальник управления надзора за уголовным производством прокуратуры АРК Игорь Поночовный заверил, что члены экипажа «Норда» вскоре «попадут домой, в Керчь». В интервью программе «Крым. Реалии» он сказал: «По-человечески жаль, что люди стали заложниками ситуации. Но незаконного ничего с членами экипажа не происходит. Им предоставлены поддержка, медицинская помощь, питание». Поночовный отметил, что Украина действует в рамках своего законодательства: «Указанное судно, несмотря на то что оно незаконно зарегистрировано в российском судовом регистре, незаконно установило на борт российский флаг и получило в Ростове разрешение на осуществление рыбного промысла, незаконно проводило рыбный промысел в акватории Азовского моря на украинской территории».
Суть конфликта сводится на самом деле к тому, что Украина не признает российский статус Крыма. Поэтому не считает легитимной перерегистрацию крымских судов (в том числе траулера «Норд»). То есть Россия считает крымское судно российским, а Украина – украинским, но незаконно захваченным Россией вследствие переподчинения Крыма.
С этим связаны претензии относительно незаконности рыбного промысла. Российская сторона сообщила, что траулер «Норд» имел разрешения на вылов рыбы в Азовском море. Квоты были утверждены специальной украинско-российской комиссией. Но в Киеве указывают, что команда «Норда» не имела права заниматься промыслом в рамках российской квоты, поскольку судно является частью «украинской собственности, которую РФ незаконно захватила в Крыму». Кроме того, Киев еще в 2014 году объявил, что закрывает все крымские порты, поскольку территория полуострова была названа «временно оккупированной». Таким образом, выход в море судов из этих портов тоже считается незаконным.
Руководитель украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал «НГ»: «Новая страница в конфликтных отношениях Украины и РФ началась не сейчас, а в тот момент, когда Россия приступила к строительству Керченского моста. Они повели себя очень самоуверенно, чтобы не сказать нагло: объявляли, что перекрывают судоходство, игнорировали все замечания украинской стороны… Россия фактически провоцировала напряжение. Да, своим настоящим противником россияне считают США. Но тягаться в военной мощи с Америкой не могут, поэтому бьют по «подопечным».
В конце лета прошлого года российская администрация морских портов Черного моря обнародовала распоряжение капитана порта Керчь о запрете движения всех кораблей и судов (за исключением ВМФ РФ, а также судов, участвующих в строительстве Керченского моста) через Керченский пролив. Таким образом, украинские порты Мариуполь и Бердянск были отрезаны от выхода в Черное море. Тогда аналитик Стивен Бланк в статье для Atlantic Council отметил, что это решение является также сигналом Вашингтону. По мнению Бланка, «Вашингтон должен отправить военные корабли ВМС США в Азовское море через Керченский пролив, чтобы продемонстрировать поддержку суверенитета Украины».
В тот момент политического «морского боя» удалось избежать. Сейчас эксперты говорят о новом витке обострения в отношениях между Россией и Западом.
Татьяна Ивженко
1 0