Трагические события в Мьянме спровоцировали всплеск негодования в мусульманских общинах мира. Как писала ранее «Русская Планета», перед непростым выбором оказалось и наше государство. В бывшей британской колонии сложилась крайне неоднозначная ситуация, но в пользу мусульман-рохинджа говорит тот факт, что они составляют религиозное меньшинство, а значит, априори силы в конфликте неравны.
Гибель сотен мусульман некоторые называют геноцидом, хотя текущие данные о жертвах не позволяют сделать такой вывод. Российские СМИ взорвались по этому поводу в один момент, игнорируя ранее многочисленные публикации западных коллег. Отечественным медиа вдруг стало интересно то, что происходит в отдаленном уголке Юго-Восточной Азии и де-факто не имеет к России никакого отношения. При этом положение христиан в сотнях километров от границы РФ, как и прежде, находится на информационной периферии.
Мало, кто сейчас помнит, что вотчина христианства — это Ближний Восток. Именно оттуда родом все Древние Церкви: Армянская, Ассирийская, Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская, Маланкарская.
«Иисус Христос родился на нашей земле (имеется в виду Великая Сирия, включавшая занятые Израилем палестинские земли. — РП.). Господь здесь жил и вознесся. Христианство возникло именно на нашей земле. И Церковь, созданная апостолами Петром и Павлом, тоже появилась в Сирии. А потом Павел понес знамя христианства в мир и дошел до Рима. Христианство вышло из Сирии и распространилось по миру, а не наоборот. Христианство подарило людям мир и любовь, и потому приверженцы веры Христовой никогда не хотели войны», — сказал в июне 2016 года епископ Сейднайский, викарий антиохийского патриарха Лука.
За минувшие 100 лет численность христиан на Ближнем Востоке сократилась как минимум в 5-6 раз. В начале XX века доля христиан в регионе составляла около 25%, а в 2011 году (до арабской весны) — 5-7%. Только в Сирии, по предположительным данным, за пять лет войны число христиан сократилось с двух до одного миллиона человек.
Сколько сейчас осталось христиан на Ближнем Востоке, не знает никто. Выяснить численность очень сложно в силу объективных обстоятельств (разгул терроризма, массовая миграция, бюрократический хаос на освобожденных землях и пр.). Однако это не означает, что подобным вопросом не имеет смысла заниматься. Не исключено, что кропотливый подсчет выявит совсем неприглядную цифру — 1-2%.
Почему происходящее в Мьянме лидеры мусульманского мира наперебой называют геноцидом, а исчезновение и неприкрытое истребление христиан на Ближнем Востоке — нет? Почему внимание к проблемам религиозных меньшинств столь избирательное? Ведь массовые убийства христиан на Ближнем Востоке никто и не думал всерьез обсуждать в Совете Безопасности ООН и потом принимать потом конкретные контрмеры.
В этом контексте сложно не привести еще одну цитату викария антиохийского патриарха Луки: «Наши христиане служат в сирийских вооруженных силах и погибают за Родину так же, как и мусульмане. До войны христиане составляли 10% населения Сирии (около 2 миллионов). Основная масса — православные. Христиане считают себя неотъемлемой частью сирийского народа, так как они жили в Сирии за шесть веков до появления мусульман. Поэтому не надо говорить о нас как о религиозном меньшинстве. Мы основа сирийской нации, ее корни».
В наше время стерлось понимание того, что Ближний Восток — это родной дом христиан, а не место их массового убийства. И ответственность за жизнь христианского меньшинства несут, как и раньше, в первую очередь мусульманские власти.
Теме защиты христиан был посвящен прошедший в Москве в последних числах августа III Международный христианский форум. Итогом мероприятия стал вывод о том, что к середине следующего десятилетия с христианством на его исторической родине — Ближнем Востоке будет покончено, если ход текущих событий не переломить коренным образом.
«Это сегодня вопросы межрелигиозных отношений в большей части отодвинуты в область межцивилизационного и межкультурного диалога, тогда как тысячелетиями эта категория использовалась во вполне прикладной, правовой области. Уже с начального периода возникновения ислама с христианскими и иудейскими общинами заключались договора (ферманы), в которых четко определялись субъекты права, регулировались права и обязанности сторон», — напоминают участники форума.
По мнению авторов меморандума по итогам работы форума, основой мира на Ближнем Востоке были добрососедские и взаимоуважительные отношения первых мусульман с христианами.
«Это отчетливо прослеживается в 6 договорах пророка Мухаммеда с христианскими общинами Востока. Гарантами соблюдения прав христианских общин в разные времена выступали халифа и султаны перед Византией, а после ее падения и перед Российским государством. Статус Третьего Рима Москве перешел не просто так. Данный правовой механизм сохранения баланса и стабильности по отношению к религиозным меньшинствам сохранялся до второй половины XIX века», — говорится в документе.
Репрессии, которым подверглись христиане в XX веке, стали следствием распада Российской империи — главной заступницы христиан. Западный мир, который преимущественно является католическим, предпочитал не ввязываться в конфликты, а в 2010-2011 годах окончательно вывел из строя хрупкий порядок на Ближнем Востоке.
На форуме пришли к выводу, что христианство, ставшее базисом современной цивилизации на сегодняшний момент, стоит на грани исчезновения в регионе собственного зарождения. «Варварское уничтожение исторического и культурного наследия не только Древних церквей никогда еще в истории не носило столь массовый характер как сегодня», — утверждается в меморандуме.
Однако спасение христианского меньшинства почему-то не стоит на повестке дня. Ведущие СМИ слабо освещают тему притеснения христиан, а великие державы, воюющие на Ближнем Востоке, не делают акцент на защите братьев по вере. По мнению участников форума, в нынешней ситуации необходим новый международный институт, носитель концепции защиты христиан, «к которому есть доверие и который не использовал бы регион для выкачки ресурсов».
Данное обращение в первую очередь адресовано к РФ. Россия является, наверное, единственной страной, заинтересованной в полном уничтожении терроризма и незаконных бандформирований различного толка. Однако пока Москва не спешит брать знамя защиты христиан в свои руки. Сейчас ее настойчиво призывают «вписаться» за бирманских мусульман.
P.S. «Сирийская земля залита кровью христиан. Несмотря на все перенесенные страдания на протяжении многих веков и нескольких исторических эпох, христианство на ближневосточной земле осталось. Христиане стали более стойкими перед различными видами гнета. Если мы сломаемся, то угнетать будут уже вас (имеется ввиду русских и европейцев. — РП)».
Епископ Сейднайский, викарий антиохийского патриарха Лука