Сегодня я получил пресс-релиз гласящий “Wildberries трудоустроил 3 000 человек за 2 недели”. В голове сразу промелькнула мысль, а «кем пошли работать эти люди»? В данный момент, во время пандемии, самая популярная профессия — это курьер. Доставка любого рода стала самой популярной услугой. Курьеров не хватает как в России, так и в Европе. Сейчас я живу в Испании и мне каждый день во всех соцсетях показывают рекламу Amazon: “У вас есть велосипед или машина? Приходите к нам курьером!”. На улицах во время карантина передвигаются только курьеры Яндекс.Еды, Деливери клаб, Uber Eats (в Европе) и других сервисов по доставке продуктов, товаров и готовых блюд. Курьер — профессия будущего или их в скором времени заменят роботы?
Что делает курьер? Я наверное буду груб., но в моем понимании — это биоробот. У него есть телефон, как средство коммуникации, ноги, как средство передвижения и руки-манипуляторы. Получив очередной заказ в свой телефон, курьер должен дойти или доехать до точки выдачи заказа и потом доставить этот заказ клиенту. Прошли уже те времена, когда курьеры занимались оплатой и носили с собой сдачу. Сейчас все заказы мы оплачиваем сразу при заказе, прямо в приложении при помощи кредитной карты или Apple/Google Pay. Конечно, исключения существуют и особенно в регионах, но все идет к тому, что оплата будет осуществляться без использования наличных денег.
А вы знаете сколько коронавирус остается на купюрах? Читайте в нашем материале.
Я не знаю сколько курьеров работает в мире или какое количество человек занято на этой нелегкой работе. Но можно догадаться что их очень много, а с приходом коронавируса и карантина в нашу жизнь — их стало еще больше. Если раньше я ходил в магазин за продуктами, то теперь уже месяц я просто заказываю еду с доставкой на дом. Я даже столкнулся с он-лайн очередями, так например Amazon и другие магазины доставки еды не справляются с наплывом заказов и не принимают заказы если нет свободных курьеров. Приходится заходить на сайт несколько раз в день и смотреть не появились ли свободные даты для доставки.
Если говорить о жизни до карантина, то я тоже безумно часто пользовался доставкой Беру от Яндекса или Амазоном, в зависимости от того, в какой стране я находился. Последние годы нет смысла идти в компьютерный магазин за новой клавиатурой или проводом для принтера. Нажал две кнопки, — и получил свой заказ на следующий день. Хочется новую мебель — пожалуйста! Есть он-лайн магазин ИКЕЯ. Хочется одежду? Есть масса он-лайн магазинов. Корм для животных? Пожалуйста. Я предпочту погулять в парке, чем ехать за какой-то покупкой.
А теперь, посмотрите какую милую автономную машину выпустили калифорнийские власти на дороги общего пользования. У нее даже нет руля и педалей: она полностью автономна и может развозить заказы по городу. Вы просто подходите и достаете ваш заказ, правда удобно? Стартап Nuro создавший этого милаху, собирается заменить курьерскую доставку в США на тысячи таких автономных машин. Машина не просит повышения зарплаты, не создает профсоюз, не попадает в разные неприятные ситуации и главное не прогуливает работу. Она не пьет и не курит, от нее всегда приятно пахнет в конце концов. Почему именно сейчас в США разрешили ездить такой машине по дорогам общего пользования? Да все просто — как обычно, тренд задает Китай. Во время карантина в Ухане использовали роботов по доставке товаров от компании JD. Это безопасно с точки зрения карантина и это главное в нынешние время.
В больницах в Китае роботы развозили лекарства и еду зараженным пациентам. В многоэтажных домах они доставляли продукты от входа в дом до квартиры клиента. Курьер выгружал заказ из своей машины, передавал его на 1-ом этаже роботу и тот уже привозил груз к квартире заказчика. Удобно и безопасно.
Но вернемся к нам, в Россию. Наверняка все видели робота-курьера от Яндекса. Эти милые тумбочки везут в себе один заказ, прекрасно ориентируются на местности и опять же, не прихотливы. У Яндекса есть и автономные машины, которые могут передвигаться уже не по тротуарам, а по дорогам общего пользования. Вы же понимаете, что Яндекс.Еда, Яндекс.Такси, Яндекс.Маркет это все — потенциальные потребители автономных машин и роботов по доставке. Внедрение роботов-курьеров приведет к экономии огромных денег.
Ну хорошо, вы сейчас думаете, что вот «у них в США» если они живут в своих личных домах, то доставка такими роботами очень удобна — вышел на улицу и забрал свой заказа. А в российских реалиях, где все живут в многоэтажках, это совершенно не применимо. Возражу. В моем мозгу родилась такая картина:
Робот Nuro доезжает до вашей 9 этажки, из него выезжает робот-курьер Яндекс и без особых проблем поднимается к вам на этаж. Что для этого надо? Да в целом сущие мелочи, и я думаю такие гиганты как Uber или Яндекс быстро это реализуют. Надо оснастить лифты и домофоны средствами коммуникации с роботами и электронный доводчик двери! Это реально просто и не будет стоить каких-то безумных денег: блютуз-модуль который принимает сигнал от робота и подает сигнал на открытие двери доводчиком. Только вдумайтесь — после этого роботы смогут полностью заменить курьеров которые сейчас заняты доставкой товаров во всем мире.
Остается одно слабое звено - это лестница в подъезд. Honda уже решила эту проблему: мы рассказывали о роботе-спасателе, который способен передвигаться по лестницам
У нас в Испании курьеры привозят товары, кладут их в лифт на 1 этаже, звонят в домофон и говорят: «сейчас лифт привезет ваш заказ, спасибо до свидания». Не знаю, что это за такой режим лифта. В России большинство лифтов едут только при условии, что в нем стоит человек. Возможно тут лифты перевели в специальный режим и появилась такая опция. Очень удобно. И не надо контактировать с курьером.
Следующим вашим возражением будет: «роботов будут грабить и они не смогут дать отпор». Возможно, но робот может записывать видео всего происходящего вокруг себя и в случае нападения, преступника будет легко найти. Зато роботы не воруют и не плюют в вашу пиццу (шутка).
Мы должны отдавать себе отчет, что Google и Apple работают над автономными машинами. Tesla уже может ездить сама по дорогам и еще сотни стартапов строят своих роботов, и думают как автоматизировать мир доставки. Uber, если вы не знали, убыточная компания. Их прибыль пойдет только тогда, когда они уволят всех таксистов и заменят их автономными машинами. А пока они готовы работать годами в минус и развивать свои автономные технологии.
Машина UBER сбила человека, мы писали об этом. Но сомневаюсь, что даже такие трагедии смогут остановить прогресс.
Самое страшное во всей этой истории, это количество безработных людей, которые непременно появятся после введения беспилотных технологий. Конечно будут протесты, запреты на государственном уровне, но в конечном итоге роботы заменят курьеров и будут доставлять наши посылки и еду.
В следующий раз поговорим о таксистах?