Слово «вендинг» еще не укоренилось в кругу заимствованных русским языком иностранных слов, хотя само явление далеко не ново, и хорошо известно каждому из нас. Вендинговый бизнес — это продажа чего-либо без участия продавца, с помощью торгового аппарата. Иными словами вендинг — это автоматическая торговля, а вендор — аппарат, осуществляющий эту торговлю. Такие устройства полностью автоматизированы: покупатель оплачивает покупку через монето- или купюроприемник.
История вендингового бизнеса уходит корнями в глубину веков. Так, в трудах математика и изобретателя эпохи эллинизма Герона Александрийского (II в. до Р.Х.) встречается описание «автомата» для продажи освященной воды. В XV веке по Р.Х. в Англии можно было встретить «ящик» для продажи табака, однако первый полноценный торговый автомат появился лишь в 1832 году в США. Этот «вендор» использовался для продажи газированной воды, на которую, после изобретения автомата сразу повысился спрос.
Самое широкое распространение вендинговый бизнес получил уже после II Мировой войны в Японии. Страна восходящего солнца и до сих пор остается бесспорным лидером по количеству торговых автоматов на душу населения — один на 23 человека. США в этом списке лишь на втором месте — один торговый автомат на 35 человек, а в Европе цифра колеблется от 94 до 125 человек на один торговый аппарат.
Вендинговый бизнес, особенно в России, где он еще не имеет серьезной конкуренции, - одна из наиболее привлекательных сфер предпринимательской деятельности. И не удивительно, ведь это минимальный стартовый капитал, короткие сроки окупаемости бизнеса, минимум усилий, а главное — минимум риска. По статистике, например, в США, в среднем около 85% предпринимателей, открывших свое дело десять лет назад, разоряются. Однако в сфере автоматической торговли около 90% бизнесменов и через десять лет продолжают успешно работать и развиваться, ведь даже во время кризиса каждый найдет несколько монет, чтобы, например, замерзнув на улице, выпить чашку горячего кофе.
Организация бизнеса довольно проста: вы покупаете один, или несколько торговых автоматов, ставите их на точку, и 2-3 раза в неделю, по необходимости занимаетесь их обслуживанием: чисткой, закладкой содержимого, снятием выручки, и пр. Имея в своем распоряжении всего $50-70 тыс, вы вполне можете приобрести около 10 новых качественных автоматов для создания небольшой сети. Такую сеть вы вполне сможете обслуживать самостоятельно. При создании более крупной сети вам потребуются сотрудники: обычно, 3-4 операторам вполне по силам обслуживать даже крупную сеть.
Конечно, вендинговый бизнес потребует от вас постоянных расходов, таких, как налоги, аренда торговой точки, закупка наполнителей, зарплата операторов (если ваша сеть достаточно широка), замена монетоприемников, но так как вендоры обычно работают 24 часа в сутки, сроки окупаемости бизнеса весьма невелики. Если вам повезет, ваш вендор полностью окупится меньше, чем за год. Стандартные сроки полной окупаемости бизнеса от одного года до полутора лет.
На сегодняшний день самыми распространенными вендорами в России являются кофейные автоматы. Меньшей популярностью пользуются автоматы для продажи холодных напитков, и «снеков». Терминалы приема платежей также принято относить к вендинговому бизнесу. В современной России вендинг — это молодое, интенсивно развивающееся направление бизнеса.
Стоимость торговых автоматов, в зависимости от фирмы производителя и функционала колеблется от 55 до 250 тыс. руб. Это не так уж много, если учесть, что прибыль может превзойти все ваши ожидания. Впрочем, риск неизбежен в любом начинании. Для того чтобы его минимизировать, нужно знать несколько тонкостей вендинговой торговли.