Авиакосмический салон «МАКС-2017» преподнес ещё одну военную сенсацию вслед за презентацией новейших образцов военной и гражданской техники. Помимо создания авианосца, палубной авиации с вертикальным взлетом и гиперзвукового лайнера, Россия разрабатывает военный искусственный интеллект.
За эту новость уже ухватилась американская пресса, которая решила преуменьшить эффект российских разработок, заявив, что таким образом Москва стремится не допустить технологического разрыва с США в области вооружений. Так, The Washington Times акцентировала внимание на том, что в Америке недавно испытали первый «рой» микробеспилотников, которые действуют автономно в условиях боя.
Однако в России речь идет об использовании искусственного интеллекта не только в беспилотниках, но также в ракетах и самолётах. В частности, известно о ракетах с искусственным интеллектом для перспективного бомбардировщика-ракетоносца ПАК ДА, обладающих способностью оценивать воздушную и радиолокационную обстановку в ходе преследования цели на расстоянии до семи тысяч километров.
В действительности, элементы искусственного интеллекта уже давно используются и в России, и в США. Об этом рассказал в интервью коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. Ведь, по сути, искусственный интеллект применительно к военной технике есть не что иное, как программный комплекс:
Это фактически бортовая ЭВМ, которая находится на том или ином средстве вооружения.
На воздушных средствах искусственный интеллект решает вопросы полетных заданий – выход на цель и поражение цели. В ракетах класса «воздух-воздух» это программное обеспечение выполняет роль целеуказания, наведения координат и отслеживания цели. При этом роль искусственного интеллекта повышается с увеличением дальности полета ракеты. Например, элементы искусственного интеллекты были задействованы в ракетах, которые применялись в Сирии.
Это программное обеспечение гарантирует точный выход на цель с использованием инерциальной системы наведения и системы «Военный глонасс», корректировку полетного задания в воздухе, а также высокую точность удара, при котором среднеквадратичное отклонение от цели составляет порядка от одного до пяти метров. Кроме того, параметры искусственного интеллекта для ракет позволяют передавать полетные задания и корректировать их, изменять координаты, лишая цель возможности избежать поражения.
В России искусственный интеллект успешно используется также на самолетах поколения 4++, которые получили бортовые комплексы радиоэлектронного оборудования и обороны. Эти системы позволяют летчику не только осуществлять пилотирование, но также успешно противодействовать средствам подавления противника – ПВО, РЭБ, РЛС и другим:
Одному человеку это очень сложно, особенно если это маневренный бой. Поэтому система искусственного интеллекта выступает здесь как вспомогательная система, которая на силу воздействия выставляет равную силу противодействия. Это происходит автоматически: интеллект обрабатывает факторы воздействия на самолет и выставляет программу защиты, а летчик занимается непосредственно боевой работой. То есть он работает против воздушных целей, наземных целей, а программа берет на себя часть функций.
Особенно внимание Алексей Леонков обратил на возможности искусственного интеллекта в автоматизированных системах управлении войсками, где американцам пока не удалось добиться существенных результатов. Что касается достижений американского ВПК, то они не ограничиваются беспилотниками. По данным военного эксперта, в США пытаются поставить его на различные системы: подводные беспилотные аппараты, средства разведки, использовать для создания командных линий.
В России разработки искусственного интеллекта начались позже, чем в США в связи с тем, что элементная база для проведения этих работ и программное обеспечение были иностранного производства. Защищенное программное обеспечение появилось лишь после того, как были разработаны процессоры типа «Эльбрус» и создана собственная элементная база.
И хотя по сообщению гендиректора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова, до «конкретики» потребуется ещё несколько лет, в США уверены, что Россия стоит на пороге использования искусственного интеллекта не только для выбора цели, но также для обхода оборонительных систем.
Илья Новицкий