Над кем смеетесь, над собой смеетесь, впору сказать президенту Латвии и его присным, хохотавшим над заголовками статей RuBaltic.Ru. Над вымиранием Латвии в принципе-то смеяться грех, а особенно латвийскому истеблишменту, который несет за это вымирание ответственность. Президент Вейонис со свитой смеялись над результатами собственной деятельности и демонстрировали этим свою беспомощность: если не можешь решить проблему, посмейся над ней, и проблема будет казаться не такой страшной.
«То, что вымирание латышей происходит, — это ясно, об этом говорят демографы, и мне кажется, что никаких возможностей изменить эту ситуацию нет. Через 40 лет эта страна, может, и будет называться по-прежнему, но здесь будет совершенно иная этническая ситуация», — говорит профессор Латвийского университета Леон Тайванс. Он считает, что латыши как этнос обречены на вымирание.
Это над словами профессора Тайванса смеются президент Латвии Раймонд Вейонис, его советник по национальной безопасности, бывший глава Бюро защиты Конституции Янис Кажоциньш, а также комики Эдгар и Рудольф, устроившие стендап-шоу на тему «Сколько способов, которыми умирает Балтия?».
Они не согласны с профессором Тайвансом? По-видимому, да. Они как-то возражают ему, пытаются опровергнуть его слова? Нет. Так что же они делают? Смеются. Им кажется очень смешным заголовок «Прибалтийские эксперты предрекают Прибалтике вымирание». Они называют такой заголовок fake news.
Но прибалтийские эксперты ведь в самом деле предрекают Прибалтике вымирание.
Заместитель председателя Центробанка Литвы Раймондас Куодис говорит, что при сохранении нынешних демографических тенденций в Литве скоро останется два с половиной города, а затем исчезнут и они.
«По темпу сокращения численности населения мы лидируем в ЕС и являемся одними из лидеров в мире. Причины, кажется, ясны: сильная эмиграция, низкая рождаемость, старение общества. Нам знаком термин “демографический взрыв”, но как назвать процесс, когда число жителей сокращается на 2% в год?» — вопрошает старший научный сотрудник Литовского центра социальных исследований Видмантас Даугирдас, которому часть территории Литвы напоминает пустыню Сахару.
По подсчетам латвийского демографа Илмара Межса, Латвия неизбежно перестанет быть латышской: через 100 лет все латыши вымрут, а латышский станет мертвым языком. За последние пять лет Латвия потеряла умершими и уехавшими 92 тысячи человек — 5% населения. «Основываясь на этих данных, можно предположить, что нам осталось около 100 лет, — считает Илмар Межс. — Уровень рождаемости был меньше уровня смертности все последние 25 лет, с тех пор, как Латвия стала независимой. В прошлом году умерших было на 7 000 больше, нежели родившихся. К тому же около 10 тысяч жителей эмигрировали за границу».
Руководитель рижского бюро Международной организации по миграции — прибалтийский эксперт? Прибалтийский. Он прогнозирует вымирание? Прогнозирует. Так где же здесь fake news? Слова латвийского демографа приводит ультраправая национал-консервативная газета Latvias Avize. Это тоже «кремлевская пропаганда», которая «гонит» fake news?
Для правящих кадров и их медийной обслуги называть пропагандой и «фейками» любую неприятную для них информацию — это универсальный способ отказаться нести ответственность за результаты своего руководства Прибалтикой.
Поэтому для них всё — fake news и пропаганда. И латвийские демографы, и литовские социологические опросы, и даже, если понадобится, газета Latvias Avize. Eurostat прогнозирует, что к 2080 году в Литве останется 1,6 миллиона жителей, тогда как в 1991 году их было 3,6 миллиона. Вывод: статистическая служба Евросоюза — это «кремлевская пропаганда».
«Нужно честно и без иллюзий признать: Эстония попала в “ловушку среднего дохода”, усугубляемую падением демографии и почти отсутствующим ростом экономики», — говорится в совместном докладе KPMG и Центрального союза работодателей Эстонии. Оба они — «кремлевская пропаганда». KPMG — внешняя, западная, Союз работодателей Эстонии — внутренняя, прибалтийская.
«Каждый местный житель, просыпаясь утром, первым делом думает о том, как ему свести концы с концами при том количестве денежных средств, которыми он располагает, — пишет о Литве австрийское издание Die Presse. — На отопление трехкомнатной квартиры холодной зимой у литовцев уходит до двухсот евро в месяц, притом что минимальный размер заработной платы составляет 380 евро, а в среднем жители Литвы зарабатывают 748 евро без вычета налогов. В итоге недостаток денег гонит литовцев за границу».
Die Presse — тоже пропагандистский рупор Кремля. Коварный такой, замаскировавшийся спящий агент: затихарился и теперь из Австрии по-немецки вещает. Чтобы никто не догадался.
KPMG, Die Presse, американский экономический обозреватель Марк Адоманис, нобелевский лауреат в области экономики Пол Кругман и многие другие критики Прибалтики — «агенты Кремля». А публикация их выкладок, репортажей, докладов, экспертных оценок под заголовком «На Западе критикуют модель развития Прибалтики» — это fake news. Знаем, проходили уже это.
Только теперь борцы за спасение имиджа Прибалтийских республик очень неудачно для себя решили быть trendy и следовать новейшим модным тенденциям. Раньше, когда они кричали про «русскую пропаганду», это было просто оскорбление, не требующее дополнительной аргументации. Сегодня же они заделались хранителями честной журналистики, разоблачающими fake news. А кричать про fake news — это уже нечто большее, чем кричать про пропаганду. Предъявляешь fake news — изволь доказать, что там fake.
Прибалтийские эксперты не предрекают Прибалтике вымирание? Предрекают. Или Илмар Межс и Раймондас Куодис не прибалтийские эксперты?
Западные экономисты критикуют модель развития стран Прибалтики? Критикуют. Или Пол Кругман и Марк Адоманис не западные экономисты?
Где здесь fake news, где здесь ложные измышления? Или ложь и дезинформация — это официальные данные Центрального статуправления Латвии и Департамента статистики Литвы, показывающие, как день за днем, месяц за месяцем, год за годом тает население этих стран? Или fake news — исследование Baltijos Tyrimai, согласно которому девять из десяти молодых литовцев в возрасте от 15 до 19 лет планируют эмигрировать из Литвы?
Опровергните всё это, если называете ложной информацией. Докажите, что прибалтийские демографы не прогнозируют, западные эксперты не критикуют, всё это fake news. Статистика Eurostat — fake news, собственная статистика — fake news: люди из Литвы и Латвии не уезжают, проблемы депопуляции не существует, население растет.
От невозможности всё это доказать следует невеселый туповатый смех, причем вместе со всеми над результатами собственной деятельности смеется президент Латвии Раймонд Вейонис.
Это тот самый Вейонис, который прошлой осенью признался, что у Латвии нет экономики. «Мы видим: как только задерживается освоение фондов ЕС, так у нас сразу значительное падение прироста внутреннего валового продукта. Это означает, что на самом деле своей экономики у нас нет», — сказал тогда президент Латвии.
Странно после таких откровений называть fake news заголовок «Западные аналитики признали в Прибалтике иждивенца». Если сам президент Латвии признал, что экономика его страны критически зависит от еврофондов, то о чём тогда вообще говорить?
Тем не менее придворные шуты старательно скалят зубы в попытке посмеяться над заголовками RuBaltic.Ru, и президент Вейонис мужественно растягивает губы в ухмылке, делая вид, что смеется над заголовками, которые звучат куда мягче, чем его собственные слова. Этот «фейковый» смех — демонстрация своей беспомощности: когда не можешь решить проблему, посмейся над ней, и проблема будет казаться менее страшной.
Если бы президент Латвии был тем, чем он называется, то есть главой Латвийского государства, способным на что-то влиять, он бы не смеялся над проблемами и не относил их к fake news, а пытался бы эти проблемы решать.
Но в Латвии и других странах Балтии временщики, называющиеся президентами, премьер-министрами и депутатами Сеймов, не способны ни на что повлиять и ничего изменить. Всё предопределено изначально моделью развития Прибалтики, которую ей некогда выбрали.
При этой неспособности что-либо изменить остается только смеяться. Хотя смеяться здесь не над чем. Над Прибалтикой смеяться грешно. Нет ничего смешного в том, как деградирует во всех отношениях некогда успешный, образцовый регион, как на наших глазах умирают последние народы балтской группы, как становятся историческими их древние красивые языки, как многообразие мира становится чуточку меньше за счет неуклонного исчезновения латышей и литовцев.
Это совсем не веселый процесс. И в России или на Западе над ним никто не смеется. Только правящим в Прибалтике почему-то весело.
Александр Носович