В начале прошлого века, после захвата власти большевиками, когда в стране что-то шло не так, глава советского правительства Владимир Ильич Ульянов (Ленин) писал очередную статью («О кооперации», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «О двойном подчинении и законности», «О государстве») в которой разъяснял, что надо делать, чтобы стало лучше, по крайней мере в большевистском представлении о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Я неоднократно (письменно и устно) обращал внимание, что на Украине строят СССР наоборот. Они заменили коммунизм нацизмом и пытаются возвести государство, знакомое им по урокам истории и политинформациям в средней школе. Поскольку учились они плохо, то строят они даже не СССР в нацистском исполнении, а то, чем им представлялся СССР. Но это уж кто на что учился.
Вот и Пётр Алексеевич не разочаровал: подвёл итоги 2017 года статьёй «Мир и развитие. О единственном возможном пути для успешной страны». Название несколько длинновато и не так информативно, как ленинские заголовки, но определённого рода преемственность просматривается. Президент пытается научить свой народ жить и работать по-порошенковски, убеждая его (народ), что хоть и так всё складывается для Украины просто блестяще, если его руководящие указания будут чётко выполнены, дальше будет только лучше.
Не знаю почему порошенковские пиарщики решили отказаться от более прогрессивного телевизионного формата. Конечно, Ленин его не использовал. Но только потому, что в его время телевидения ещё не было, да и радиовещание было практически не развито. Издававшиеся массовыми тиражами газеты и брошюры являлись единственным способом общения с народом.
Сейчас всё наоборот. Подавляющее большинство газет (особенно на Украине) хорошо, если выходят тиражом в 10 тысяч экземпляров. Количество просмотров в интернете может дойти до нескольких сотен тысяч. Но это счастье явно не для статьи Порошенко. А вот телевыступления президента всё ещё сморят миллионы. Люди, в массе своей, вообще больше любят смотреть и слушать, чем читать.
Конечно, над телевыступлениями Петра Алексеевича регулярно издевались. То надетый им берет дебильным назовут, то обвинят в том, что такую чушь, как он можно нести только в состоянии неадекватности, вызванном острой алкогольной интоксикацией, то ещё какую гадость скажут. Но зато они видят, что Порошенко слова сам произносит (хоть и одет смешно и в придаточных предложениях путается). А ведь о статьях скажут, что и вовсе не сам пишет. Всё-таки Пётр Алексеевич, в отличие от вождя мирового пролетариата, никогда не обладал славой талантливого публициста.
Впрочем, может быть и лучше, если народ не поверит в авторство Порошенко. Изложенный материал не только не вдохновляет на подвиги и не вызывает доверия, но производит гнетущее впечатление – как будто его заказали написать людям, которые вообще никогда даже рядом с Украиной не проходили, с местными реалиями не знакомы и просто составили перечень достижений, который (с их точки зрения) должен впечатлить наивных туземцев в любой стране третьего (или четвёртого) мира.
Опустим мантры насчёт безвиза и намерения дальше интегрироваться в ЕС и НАТО. Они на Украине обязательны, как лозунг «Слава КПСС» на всём пространстве бывшего Советского Союза. К ним и отношение соответствующее – как к фону, ландшафту. Если эти слова вдруг исчезнут из украинского политического лексикона, то население испытает то тревожное чувство, когда вокруг тебя что-то неуловимо изменилось. Ты ещё не понимаешь что, но уже знаешь, что изменение серьёзное, можно сказать стратегическое, вся жизнь после этого должна поменяться.
Но вот Порошенко сообщает, что Украина завершила 2017 год с двухпроцентным ростом ВВП. Киевские кудесники от статистики могут и 20%-ный, если надо насчитать. Я ещё помню, как в 90-е власть каждый год отчитывалась о росте в полпроцента, а через десять лет (в начале нулевых) вдруг выяснилось, что эта медленно, но стабильно растущая экономика, каким-то образом упала на 40%. В принципе статистическое ведомство можно даже не напрягать, просто вписать в статью нужный «рост» (да и ладно).
С ростом у него получилось совсем нехорошо. Во-первых, он заметил, что экономика готова была вырасти ещё на один процент, но «ура-патриоты» (это Порошенко так бандитов называет), организовавшие блокаду Донбасса, украли 1% роста ВВП. Так ведь Пётр Алексеевич сам эту блокаду возглавил и освятил своим указом. Пока он этого не сделал, блокада была незаконной и «ура-патриотов» можно было в тюрьму сажать. Порошенко же их действия полностью легализовал. Так чего он теперь им за этот 1% пеняет? С себя спрашивать должен.
И что по этому поводу должен думать, читающий порошенковские откровения обыватель? Что Порошенко не помнит какие указы он подписывал? Что Порошенко не только не писал текст своей статьи, но даже не читал его (если сам себя обвиняет в подрыве национальной экономики)? Что Пётр Алексеевич вообще потерял ориентацию во времени и пространстве и не контролирует свои действия? В любом варианте плохо. Так что надо было в статье обойтись без блокады. А лучше и без экономического роста.
Потому, что, во-вторых, сообщить можно и про два, и про двадцать и даже про двести процентов роста. Но люди-то, оценивают ситуацию не по цифрам порошенковских статей и докладов, а по качеству своей жизни. И если уж им сообщили, что в течение 90-х экономика рухнула на 40%, а сейчас уровень жизни на Украине ниже, чем в 90-е, то сделать соответствующие выводы им несложно.
Тем более, что есть открытые данные по потреблению газа, которое упало по сравнению с началом 90-х в два раза, а по сравнению с 2010 годом в полтора. Между тем энергоносители – кровь экономики. Везде, где отмечается экономический рост, он сопровождается взрывным ростом потребления энергоносителей.
Аналогичным образом рост экономики сопровождается ростом грузоперевозок. На Украине они в последние четыре года стабильно падают (как внутренние, так и транзитные).
Ещё один показатель – выработка электроэнергии. Она тоже растёт для обеспечения потребностей растущей экономики. На Украине выработка электроэнергии упала с 300 млрд. квт/ч. в 1990 году, до 175 млрд. квт/ч в 1995 году (то самое 40%-ное падение экономики в 90-е). Затем с большим трудом увеличилась до 200 млрд. квт/ч в 2012 году. С тех пор выработка электроэнергии стабильно падает и на данный момент не превышает 155 млрд. квт/ч., что даёт падение в 20-25%, начиная с 2012 года.
Что за продукцию выпускает страна, если её ВВП растёт, а потребление электроэнергии и энергоносителей, а также грузоперевозки обвально падают? Даже если бы на Украине каждый самостоятельно и без использования газа, нефти и электричества производил самый дорогой хамон и пармезан, на месте бы их потреблял и всё это, вместе с отходами жизнедеятельности, исправно бы учитывалось в ВВП, и то не удалось бы получить такие цифры роста, при полной парализации энергетической и транспортной сфер.
Это я ещё о банковской системе, не способной обеспечить кредитование экономики, не вспоминал. И о том, что растущая экономика создаёт рабочие места, а граждане Украины в поисках работы массово разбегаются по всему миру. И даже в АТО идут служить, чтобы копеечку заработать. При том, что заработки там куда меньше, чем у укладывающих асфальт гастарбайтеров, занятых на строительстве дорог в Подмосковье.
Что должен думать потребитель порошенковской информации? Что Пётр Алексеевич нагло врёт? Или что он, со своими приспешниками так активно ворует, что 2% годового роста ВВП превращаются в 4-5% падения?
Так ведь Порошенко ещё убеждает благодарный украинский народ, что в следующем году в страну массово повалят инвестиции. Не забывая, при этом добавить, что Украина воюет с Россией. Много вы знаете инвесторов, желающих вкладывать деньги в разорённую страну, утверждающую, что воюет с армией ядерной сверхдержавы? Да к тому же президент которой сообщает в своём стратегическом послании к согражданам, что некие «ура-патриоты» насильственно изменили государственную внешнюю и экономическую политику, нанесли стране ущерб в целый процент ВВП или в 2,5 миллиарда долларов и не понесли за это никакого наказания. Проще лишние деньги в печке сжечь – хоть согреют на какое-то время. Кстати, миллиард-другой долларов, даже крупными купюрами будет гореть долго – с неделю дом обогревать можно.
Там ещё много чего по мелочам Пётр Алексеевич обещает своим доверчивым соотечественникам. Реформы всякие. Налоги красивые, новые учреждения, которые будут с коррупцией бороться, сельскую медицину реанимировать (как раз городскую только добили), дороги построить (в который уже раз). Вроде бы обещания и правильные, но возникает вопрос, а почему в стране, где не исполняется ни один закон, должны исполняться эти новые законы? Откуда возьмутся механизмы их исполнения? А если они «ура-патриотам» не понравятся, тогда что?
И ещё Порошенко пообещал в 2018 году мир. Это уже даже не смешно. По-моему, если на Украине и верят в то, что на её территории наступит мир, то либо после ликвидации нынешней власти, либо (что более вероятно) после превращения страны в одно большое кладбище (когда просто некому воевать будет).
Хорошо, конечно, что Порошенко пытается брать пример с Ленина. Владимир Ильич был не только талантливым публицистом, но и не менее талантливым политиком. Но когда Ленин писал свои статьи, он чётко определял проблему, если были допущены ошибки, признавал их и анализировал их причины, а затем предлагал план исправления ситуации. Если надо было, он даже основы коммунистической идеологии корректировал, под потребности ситуации. Поэтому у него и революция в не самом передовом капиталистическом государстве вдруг стала возможна, и строительство социализма в отдельно взятой стране, и НЭП после провала военного коммунизма ко двору пришёлся.
Порошенко же живёт в виртуальном мире. В этом мире требуемые цифры экономического роста появляются сами по себе, как фея к золушке являются инвесторы с полными мешками разных приятных разностей, экономика работает без энергии, а товары доставляются потребителю без транспорта. В общем, всё должно быть хорошо, поскольку президент так захотел. Чего ж раньше-то не хотел?
В мире новогодней сказки можно проспать и первое, и второе января, и Рождество. Можно грезить до ещё пару дней после Старого Нового года (если напитков нужной крепости достаточно). Но потом всё равно придётся просыпаться. И возвращение в этот мир будет тем более сложным, чем более сладкими и продолжительными были грёзы.
Ростислав Ищенко