7 июня – памятный день в новейшей украинской истории. Три года назад в Киеве состоялась инаугурация избранного президента Украины. Победивший в назначенном после госпереворота «волеизъявлении» Петр Порошенко пообещал согражданам невиданные перемены. В их числе — установление прочного союза с Европой, основанного на принципах взаимного уважения, возвращение Крыма обратно в состав Украины, урегулирование конфликта на юго-востоке, а также проведение радикальных экономических и социальных преобразований, призванных не просто поднять, а прямо-таки взметнуть уровень жизни украинцев до лучших европейских показателей.
Обычно к таким персонам, как глава государства применительны другие промежуточные итоги их деятельности — 100 дней, год, первый президентский срок. Три года — вроде бы как и не рубеж, но, с другой стороны, это и не повод, чтобы пропускать такую дату. Тем более, что для Петра Порошенко нынче и лишний месяц у власти — уже хорошо. Страна, разрываемая политическими интриганами, добиваемая экономической разрухой, может и не дожить до следующих президентских выборов. Смена власти в Киеве может произойти по очередному кровавому сценарию, а значит, эпоха Порошенко закончится, так толком и не начавшись.
Проекты и прожекты
Еще в своей инаугурационной речи Петр Порошенко обозначил главные цели на посту руководителя страны. В их числе — сохранение и укрепление единства Украины, возврат Крыма, гарантирование свободного использования русского языка, безвизовый режим для украинцев, членство страны в Евросоюзе, усиление военной мощи. Подтвердил Порошенко в первые дни президентства и обещания, сделанные им во время предвыборной кампании, в том числе — свой выход из бизнеса. Красивые речи, громкие церемонии, ярко освещаемые в СМИ международные визиты — все это подавалось как демонстрация созидательной деятельности нового украинского лидера, ставшего, к слову, пятым по счету главой страны. Но что оказалось за кадрами теленовостей, за строками пресс-релизов президентской пресс-службы?
С возвращением Крыма все понятно: после устроенной при молчаливом созерцании и негласном одобрении украинского президента блокады полуострова крымчане ни за какие коврижки не согласятся теперь даже рассматривать возможность объединения с бывшим соседом. А отправка в Крым диверсионных групп и сосредоточение в приграничных с полуостровом районах отморозков из исламских батальонов только укрепили крымчан в их решении остаться с Россией. Не особо вышло у Порошенко и с «укреплением единства Украины», в том числе с урегулированием конфликта на востоке страны. Предпринятое ВСУ и карателями из нацбатальонов силовое возвращение Донбасса, похоже, навсегда отторгло этот регион от остальной части страны. Не завязал Порошенко и со своим бизнесом: его конфетно-шоколадная империя продолжает процветать. Приносят прибыль и другие предприятия «холдинга», перед которыми словно по мановению волшебной палочки открылись невиданные перспективы.
Главным же козырем, основной победой Порошенко и его команды в Киеве называют вожделенный «безвиз». Действительно, после многолетних мытарств, после кровавого развала страны, огромных людских, экономических, политических потерь долгожданное решение о свободном въезде украинцев в страны Европы все же состоялось. Правда, многочисленные оговорки и требования еврочиновников фактически уравняли эти безвизовые поездки к процедурам получения обычной визы. Были ограничены и сроки поездок, а кроме того, даже эти непродолжительные визиты разрешено совершать исключительно в туристических целях, что резко ограничивает украинцев в правах по сравнению с обладателями «безвиза» из других стран. Но кто задумывается о таких мелочах? Встречай нас, Европа!
Антинародное хозяйство
Что дала Украине «трехлетка» президентства Порошенко? Для Николая Азарова, бывшего премьер-министра страны, опытного экономиста и хозяйственника, такие вещи лучше всего выражаются цифрами.
«Произошла невиданная девальвация по-украински — обесценивание стоимости рабочей силы, — отмечает политик. — В декабре 2013 года размер средней заработной платы в стране составлял порядка 4 тысячи гривен (около $500), увеличившись с 2010 года в 1,6 раза. За прошедшие 3,5 года этот показатель упал в 2,3 раза — до $220, а если пересчитать по покупательной способности, да еще и с учетом роста цен и тарифов, то еще ниже. За один и тот же труд в 2013 году рабочий зарабатывал в 2,3 раза больше, чем в 2017-м».
Одновременно, как отмечает Николай Азаров, существенно выросли долги государства. Согласно данным из открытых источников, на начало 2014 года государственный внешний долг Украины составлял 300 млрд. грн ($37,5 млрд), а внутренний — 284 млрд грн.
«Это те долги, которые «накопили» все наши правительства, за все 23 года существования Украины, — подчеркивает Николай Азаров. — А что сегодня? Вот официальные данные с сайта Минфина Украины: внешний долг сейчас составляет 1951,8 млрд грн ($73,7 млрд), внутренний — 719 млрд грн. То есть, за три последних года внешний долг страны увеличился в два раза, а внутренний — почти в три! Причем все эти гигантские суммы ушли неизвестно куда, а точнее были полностью разворованы, так как никаких крупных инфраструктурных объектов за это время построено не было».
Экс-премьер Украины приводит и другие ошеломляющие цифры. Спад по целому ряду ключевых отраслей, таких как добывающая промышленность, производство кокса и нефтепереработка, только за этот год составил от 6 до 19 процентов. Общий же масштаб потерь украинской экономики с 2014 года Николай Азаров оценивает на уровне 40 процентов.
«Страна дошла до ручки и не способна не только погашать, но и обслуживать свои долги. Именно поэтому Гройсман и принял решение отказаться от обслуживания и погашения внутреннего долга, переложив эту ответственность на тех, кто придет к власти после 2025 года, — отмечает экс-премьер Украины. — Внешний долг уже был реструктурирован ранее, но надо помнить, что в 2018 и 2019 годах наступают сроки выплат уже по условиям реструктуризации…»
«Гуляй-поле» на новый лад
«Постпереворотные власти, получив возможность (вопреки Конституции, законам, международным обязательствам и воле большинства населения) резко и окончательно разорвать экономические связи с Россией и полностью переориентироваться на гипотетические «преимущества» от сотрудничества с ЕС, окончательно добили экономику Украины, — считает политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Режим вообще не мог появиться и существовать без заявленного «евроинтеграционного» приоритета. Вступление в ЕС обещал своим адептам еще Ющенко, причем — до первого майдана, случившегося в 2004-м».
В условиях добровольного отказа от международной субъектности, от права проведения суверенной внешней политики, от собственной экономики международная поддержка режима Порошенко Западом оказалась ситуативной. Как отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, киевские власти сейчас полностью зависят от внешних обстоятельств, от возможностей «выжимать» что-то из Украины, от отсутствия обязательств тратить на нее свои ресурсы.
«Не случайно, на самой Украине против Порошенко сформировался практически общенациональный консенсус, — подчеркивает политолог. — Народ недоволен тем, что вместо интеграции в Европу получил второе (ухудшенное) «издание» грабительского режима Януковича. Олигархи недовольны тем, что их политическое влияние и собственность существенно «усохли» в пользу Порошенко, который не собирается останавливаться на достигнутом. Нацики недовольны тем, что олигархи командуют ими, а не они олигархами. Бессмысленно и бесперспективно гниющая в окопах армия недовольна поражениями и наплевательским отношением власти к ее нуждам. Старая полиция недовольна новой, новая – старой. Вместе они недовольны бандитами, которые называют себя патриотами. «Патриоты» недовольны полицией, справедливо считая ее еще более бандитской структурой, чем они сами».
В этих условиях, как считает Ростислав Ищенко, на Украине возрастает запрос на террористическое правление.
«По сути, это уже происходит, — отмечает он. — Так, Порошенко и его команда уже пытаются возглавить «террористическую кампанию», начав плодить законы и указы, запрещающие все подряд. О терроре мечтают оппозиционные олигархи, ненавидящие Порошенко, а также нацисты с примкнувшими к ним маргинальными бандитами из «сотен майдана» и «героев АТО». Именно они готовы полностью, невзирая ни на какие издержки, закрыть границы, разорвать связи не только с Россией, но совсем миром и строить свою жалкую копию «рейха». Они полностью соответствуют требованиям сложившегося уклада, базирующегося на силовом перераспределении оставшегося ресурса, и готовы шантажировать весь мир взрывами трубопроводов и атомных станций в попытке выбить для себя хоть небольшое финансирование».
Небоевые потери
В этих условиях поддержку Порошенко должны были бы оказать армия и правоохранительные органы, на которые у нынешнего украинского лидера были большиее надежды. Однако щеголянием в каракулевой шапке на манер военной да фотосессиями у бронетехники и в кабинах истребителей симпатии людей в погонах заполучить не удалось. С передовой АТО в адрес украинской власти следуют неизменные проклятья. Президентом недовольны и действующие силовики, и ветераны, и потенциальные новобранцы — особенно в период проведения очередной мобилизации. Претензии к главе страны стандартные — отсутствие действенной модернизации и перевооружения, слабая социальная поддержка, нежелание хоть как-то урегулировать затянувшийся конфликт с неподконтрольными территориями.
К слову о модернизации. По данным того же Николая Азарова, широко разрекламированное увеличение военного бюджета Украины вылилось не в такие уж «революционные» ассигнования. В частности, как отмечает бывший премьер, если при предыдущей власти расходы на армию составляли сумму, эквивалентную 3 млрд долларов, то нынешний бюджет исчисляется четырьмя с небольшим миллиардами. И где же здесь «прорыв»?
Справедливости ради стоит сказать, что для ряда структур модернизация армии все же не прошла бесследно. В частности, как обратили внимание некоторые аналитики, целый ряд военных заказов получили структуры… приближенные к бизнес-империи Петра Порошенко!
Речь идет, к примеру, о заводе «Ленинская кузня», которому достался внушительный подряд на строительство бронекатеров для ВМСУ, а также на ремонтные работы в интересах украинского флота. Некоторые результаты «освоения» этим предприятием госсредств уже привлекли внимание военной прокуратуры. В частности, речь идет о недавнем ремонте силовой установки флагмана военно-морских сил Украины — фрегата «Гетман Сагайдачный».
По информации российского военного эксперта, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, агрегат вышел из строя, едва корабль отошел от причальной стенки. Между тем, как отмечает эксперт, за этот якобы ремонт «Ленинская кузня» получила ни много, ни мало — 91 млн гривен.
«Порошенко — не политик, а барыга, рассматривающий любой политический пост как механизм, обеспечивающий увеличение его доходов путем отъема в свою пользу чужой собственности и ограбления бюджета», — резюмирует Ростислав Ищенко.
Курсом ненависти
«Единственное, что очень хорошо удается Порошенко и его клике — это закручитить «воронку ненависти» к России, — отмечает член Общественной палаты РФ, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия», директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. — Сегодня мы наблюдаем пик антироссийских, антирусских настроений. Энергия ненависти к России и всему русскому — это единственное, что есть у «украинства», за счет чего оно живет и подпитывается. Это действительно эффективно для удержания нынешней власти».
Как считает эксперт, закрытие российских соцсетей, запрет георгиевских ленточек, нападения на православные храмы на Украине, ограничение русского языка на телевидении и на улицах – эти недавние события можно считать звеньями одной цепи, цепи распаления ненависти. Причем, как считает Валерий Коровин, не только к России, но и друг к другу.
«Украинское общество неоднородно, оно расколото на большинство и на меньшинства, и меньшинства выживают большинство, борются с ним, пытаются установить над ним свою власть, доминировать, терроризируют, тиранят, запрещают все, что дорого, — подчеркивает член Общественной палаты РФ. — Для того чтобы мотивировать меньшинства, на которые полагается нынешний режим, и возгоняется культ русофобии, антироссийская истерия и все, что связано с Россией, с нашей общей историей и культурой. Чем больше русофобии, тем больше времени у власти для разграбления. И происходить все это будет, видимо, до тех пор, пока от Украины не останется камня на камне».
«У власти в стране сегодня люди, которые под воздействием жажды наживы себя не контролируют, — уверен Валерий Коровин. — Для них нажива — превыше всего, это смысл, цель, образ жизни, основная стратегия и главная мотивация. Все остальное — не ценность, в том числе украинская государственность, которую они не создавали, не понимают, не чувствуют ее. Очевидно, нынешний киевский режим задался целью окончательно угробить государственность и делает все для того, чтобы очистить это пространство от населения, освободив его для американских, западных экспериментов. Так миссия Порошенко будет выполнена, и он сможет спокойно отправиться доживать свои дни на какой-нибудь остров. Или в Гаагу. Уж как сложится».
Дмитрий Сергеев