После заявления Дональда Трампа об одностороннем выходе США из «ядерной сделки» с Тегераном последний оставил за собой право в любой момент возобновить работы по созданию ядерного оружия. Впрочем, сама перспектива этой сделки была изначально иллюзорна, поскольку против нее выступал Израиль. Ранее Иерусалим заявлял о готовности самостоятельно уничтожить ядерные центры Ирана, если Запад не откажется от «ядерной сделки». Из Тегерана, в свою очередь, неоднократно звучали угрозы в адрес еврейского государства. Лидеры Исламской Республики не скрывают, что намерены уничтожить Израиль.
Тегеран в состоянии беспокоить землю обетованную на ее северных границах. Сухопутное вторжение Ирана в Израиль невозможно уже по той причине, что это весьма негативно воспримут США и Россия.
ЦАХАЛ по объективным причинам не в состоянии вообще вести сухопутные военные действия на территории Ирана. Но у Израиля есть средства для нанесения ударов по военным объектам и предприятиям оборонно-промышленного комплекса Исламской Республики. Возможности израильской авиации при этом достаточно ограничены. Иерусалим располагает только многоцелевыми истребителями F-15 (87 единиц), F-16 (309 единиц) и F-35 (9 бортов, в ближайшей перспективе – 20).
Боевой радиус F-16 при полете по профилю большая–малая–малая–большая высота, с конформными баками, 3940 л в ПТБ и боевой нагрузкой до 1,5 т составляет 1361 км. F-15 с боевой нагрузкой до 1 т ограничен радиусом действий до 1100 км, у F-35 примерно такие же показатели.
Такие израильские боеприпасы, как Spice-250 (планирующая бомба весом всего около 150 кг, которая при сбросе с больших высот и скорости порядка 1000–1100 км/ч способна пролетать до цели свыше 100 км), ракеты «воздух–поверхность» AGM-142 Have Nap (вес более 1,3 т) и Mars (500 кг) с той же максимальной дальностью полета, в данном случае будут неэффективны. Крылатая ракета Delilah весит четверть тонны, летит на 250 км, но не обладает достаточной разрушительной мощью. То есть израильским самолетам придется брать на подвеску корректируемые бетонобойные бомбы и сбрасывать их в непосредственной близости от цели. Если учесть, что придется облетать не только Сирию, но и Ирак, очевидно – без дозаправки в воздухе не обойтись, поскольку до иранских ядерных центров и соответствующих производств расстояния от места взлета превышают 1600 км. МАГАТЭ известно как минимум 17 таких объектов: Энарак, Эрак, Эрдакан Бонаб, Бушер, Чалус, Дарховин, Фордо (Кум), Исхафан, Кереж, Лашкар Абад, Лавизан (Тегеран), Натанз, Паршин, Сагханд, Йезд, реактор в Тегеране.
Кроме предприятий, связанных с изготовлением ядерных боеголовок, необходимо уничтожить все производства средств доставки (ракет). Задача сама по себе очень объемная, и одним ударом ее не выполнить. При этом надо не забывать, что Иран обладает пусть не самыми совершенными, но многочисленными силами ПВО, которые очень серьезно могут помешать планам Израиля.
Допустим, Саудовская Аравия и другие арабские монархии по соседству не против того, чтобы ЦАХАЛ организовал дозаправку своих ударных самолетов в воздухе над водами Персидского залива. Все равно израильская авиация бессильна нанести существенный вред иранскому военно-промышленному комплексу. Первую волну основных сил авиации ЦАХАЛ придется бросить на подавление и ликвидацию передовой линии иранских средств ПВО и лишь незначительную часть самолетов направить на наиболее важные цели, которые защищены более совершенными комплексами ПВО, в том числе и ЗРК С-300. Впрочем, боеприпасы, которые способны нести израильские ударные самолеты, могут только разрушить постройки, расположенные на поверхности, что скорее всего бессмысленно.
На вооружении ЦАХАЛ есть баллистические ракеты «Ерихон-2» с дальностью действия до 2,5 тыс. км и «Ерихон-3», способная преодолевать более 11 тыс. км. Но их неядерные боевые части также не обладают достаточной разрушительной мощью. Израиль может направить в Персидский залив одну, две или более дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами на борту. На вооружении ЦАХАЛ как минимум пять ДЭПЛ класса Dolphin с дальностью автономного плавания до 8000 миль, оснащенных крылатыми ракетами израильского производства, которые могут преодолеть около 1500 км. Но и они не в состоянии нанести существенный урон ВПК Ирана. Эффективной мерой в данном случае могут быть ядерные удары, но на этот шаг Иерусалим вряд ли пойдет.
Для серьезной работы необходима дальняя стратегическая авиация, бомбардировщики типа B-52, B-2, B-1B, способные нести боеприпасы большой разрушительной мощности. Похоже, Иерусалиму без помощи Вашингтона не обойтись. Самостоятельно Израиль может изрядно потрепать систему ПВО и авиацию Ирана, разрушить плохо защищенные объекты военного производства. При этом АЭС в Бушере трогать нельзя, странам Персидского залива не понравится «Чернобыль» в своем регионе. На данный момент война между Израилем и Ираном видится как обмен ракетными ударами (с применением неядерных боеголовок со стороны Иерусалима).
В свою очередь, Израилю стоит опасаться иранских баллистических ракет, которые относятся к категории средней дальности (БРСД). К примеру, Земле обетованной может угрожать 2-ступенчатая БРСД «Шахаб-3B» с боевой частью весом 800 кг (преодолевает 2,5 тыс. км), «Шахаб-3М» (2 тыс. км), «Саджил-2» (до 2,5 тыс. км), «Хорамшахр» (до 2 тыс. км). На вооружении у Тегерана есть крылатые ракеты «Мешкат», «Триумф», способные долететь до Израиля. Военные корабли иранских ВМС с ноября 2008 года на ротационной основе осуществляют патрулирование Аденского залива. Иранские дизель-электрические подводные лодки (проект 877) недавно прошли модернизацию и, вероятно, вооружены КР «Клаб С», они в состоянии нанести ракетный удар, находясь в Красном море, перед входом в залив Акаба.
Александр Шарковский
3 0
Добавить сайт на Яндекс ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН КАНАЛ