Нефть — хорошо, а бензин — ещё лучше. Девальвация рубля и желание Кремля и дальше сдерживать его укрепление привлекают инвесторов из Азии в переработку российского чёрного золота. Вслед за китайцами собственный НПЗ на Дальнем Востоке захотели и японцы. Но вот нефти на оба завода едва ли хватит.
Во время визита в Москву японского премьера Синдзо Абэ в центре внимания были как традиционные политические вопросы вроде совместного освоения Курильских островов, так и экономические. Ключевой из них — энергетика.
— Обсуждалось много важных вопросов, в том числе давно назревший проект строительства нефтеперерабатывающего завода в Приморье, — рассказал Лайфу знакомый с повесткой дня источник в японской делегации.
По его словам, японская Showa Shell Sekiyu (крупнейший акционер Idemitsu Kosan Co., Ltd. (31,25%) и Aramco Overseas Company B.V. (14,96%) уже несколько месяцев ведут переписку с российской стороной о возможности строительства собственного НПЗ недалеко от Владивостока. Мощность и стоимость будущего завода японцы пока не разглашают.
То, что переговоры ведутся, Лайфу подтвердил и официальный представитель японского Минэнерго Тихиро Тераучи. Представитель Showa не стал опровергать намерения построить НПЗ, но от дальнейших комментариев отказался.
— По моим сведениям, на сегодня достичь какого-либо соглашения с Россией пока не удалось. Возможно, это случится завтра, но маловероятно, — рассказал Тераучи Лайфу.
Незадолго до визита Абэ японская делегация встречалась и непосредственно с главой российского Минэнерго Александром Новаком. Вопрос об НПЗ на встрече, конечно же, поднимался, утверждает Тераучи.
— Интересовались проектами, глубокой переработкой углеводородов, сотрудничеством в области электроэнергии, строительством возобновляемых источников энергии, — отмечал в прошлую пятницу Новак после совещания с японцами, но о чём именно шёл разговор, в Минэнерго официально не поясняют.
Японцы поспорят за нефть с Китаем
Но не одни японцы на волне рублёвой девальвации — а значит, и удешевления себестоимости переработки — стремятся как можно быстрее урвать свой кусок российского нефтяного пирога. Дело в том, что на май намечен визит президента Владимира Путина в Пекин и на переговорах будет обсуждаться проект строительства китайского НПЗ в Приморье. По данным СМИ, нефтехимическая XinChen может инвестировать в строительство порядка $4 млрд.
Два проекта фактически становятся конкурентами друг другу: нефти на оба НПЗ может элементарно не хватить. Восточносибирские недродобытчики по максимуму стараются продавать свои запасы «Роснефти», которая готовится загрузить расширяющиеся до Китая трубопроводы. Ведь экспорт, как правило, приносит нефтяникам куда больше денег, чем продажа внутри страны и даже переработка.
Выбрать между двумя проектами России будет непросто: и тот и другой НПЗ азиаты без прямой поддержки местных властей строить не хотят.
Китайская сторона «рассчитывает на поддержку» (хотя компания выступает с самостоятельным проектом и не ищет партнёров), сообщил СМИ президент компании XinChen Ind Чжай Юйцзя, не раскрыв деталей. Японцы от неё тоже бы не отказались: представитель Минэнерго Страны восходящего солнца в разговоре с Лайфом озвучил, что они хотят избавить свои нефтепродукты от уплаты экспортной пошлины.
Чисто с финансовой точки зрения выгоднее дать добро китайцам — они таких льгот, по данным Лайфа, пока не требуют. Завод, хотя и будет построен на японские иены, работать будет только благодаря местным специалистам из России, сказал Лайфу Тераучи из Минэнерго Японии.
— Китайцы в этом смысле довольно сильно отличаются от японцев, так как зачастую нанимают почти исключительно китайский персонал, — рассказал Лайфу член Российско-китайского союза предпринимателей, экономист Михаил Колесников.
С другой стороны, в обмен на льготы японские инвесторы готовы гарантировать, что выкупят нефть на порядок дороже китайцев, заверяет Тераучи.
— О точной стоимости нефти пока говорить рано, но цена может быть в полтора раза больше, чем стоимость российской нефти для Китая, — сказал он.
От японцев китайцы отличаются довольно агрессивным характером ведения переговоров — с ними договориться, как показал опыт последних нескольких лет, сложно.
— Вести дела с ними, без сомнения, будет намного сложнее. К примеру, возьмите «Сахалин-2?, на котором японцы вместе с нами добывают нефть и газ. По нему я лично не припомню ни единой заминки, хотя СПГ-завод работает ещё с 2009 года. А китайцы уже в первом совместном нефтегазовом проекте — строительстве «Силы Сибири» — Россию подвели, из-за чего начало поставок газа откладывается. Если условия строительства заводов будут схожими, то на месте чиновников я бы дал зелёный свет японцам, даже несмотря на требуемые ими льготы, — говорит Колесников.
Когда завод будет построен, он станет первым НПЗ с иностранным участием. Пока в Приморском крае нет нефтеперерабатывающих производств. Ближайший НПЗ расположен в Хабаровске и контролируется Независимой нефтегазовой компанией экс-главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова.