Мировые СМИ уже успели похоронить Исламское государство*, во всяком случае, в уничтожении этого образования уже мало кто сомневается. Разумеется, для этого есть повод. Многие военачальники, представляющие как внутренние силы, так и интервентов, каждый день докладывают о достигнутых успехах. Так совсем недавно представители Сирийской арабской армии, подконтрольной Дамаску, сообщили о полном освобождении Меядина и всех прилегающих к нему деревень. Войска двинулись дальше, причем в двух направлениях — часть солдат перебралась через Евфрат, а остальные силы двинулись южнее, где встречают пока довольно слабое сопротивление.
Из северных районов Сирии приходят другие новости. Там Сирийская демократическая армия наконец-таки полностью зачистила Ракку, впрочем, позволив остаткам боевиков покинуть город без боя. Американцы, поддерживающие это формирование, до сих пор не подтверждают данную информацию, но сомнений в этом нет никаких. Ранее международная коалиция уже позволяла террористам из различных формирований уходить из освобождаемых районов. Возможно, такой подход говорит о реальной стратегии Вашингтона — американцы не уничтожают боевиков, потому как рассчитывают на них в будущем. Да, эти закаленные боями головорезы продолжат сеять смуту в арабской республике. Но многие из них, если верить сообщениям западной прессы, не торопятся возвращаться в стан Исламского государства. Все потому, что его дни сочтены. Но это не означает, что они бросят оружие и продолжат жить как мирные граждане. Нет, они идут на службу к другим, не менее опасным террористическим лидерам.
Об этом мы поговорили с австралийским военным экспертом Роджером Шанаханом, специализирующимся на проблемах Ближнего Востока. И если не брать во внимание ожидаемые претензии к России, можно понять, что его опасения вполне оправданы.
— Понять, что происходит в Сирии и Ираке, довольно сложно. В этих странах идет процесс распада, его последствия будут ощутимы позднее. В Ираке это уже понятно. Курдистан заявил о независимости. Барзани (речь о президенте Иракского Курдистана Масуде Барзани и премьер-министре иракского Курдистана Нечирване Барзани — авт.) ссылаются на референдум и на Конституцию Ирака, которая после свержения Саддама Хусейна была изменена. Тогда предполагалась полная автономия региона и допускалась независимость. Но никто не предполагал, что курдские политики инициируют этот процесс в разгар борьбы с Исламским государством. Это породило большие трудности для Багдада и теперь ему намного сложнее бороться с сепаратизмом в других районах. А иностранные союзники пока не могут определиться в предпочтениях. Выбрать сторону курдов — это значит потерять союзника в лице иракской власти. Но делать наоборот тоже нельзя, потому что без Пешмерга будет очень сложно покончить с Исламским государством.
— Официально США не поддержали референдум в Ираке, но они делали все для того, чтоб регион стал полностью независимым. Сейчас в Сирии происходит то же самое. Курды уже объявили о создании федерации, и никто из их лидеров не скрывает, что они собираются создать с Иракским Курдистаном общее государство.
— Это не так. Право на самоопределение должно быть у людей, но в рамках международного права. США поддерживают любые демократические начала, но только в таких рамках. В Ираке сложная военная обстановка. Поэтому пока не дана конкретная правовая оценка. В Сирии мы наблюдаем продолжение гражданской войны, которая кончится только после ряда изменений в политическом строе государства. Но сначала требуется ликвидировать ИГИЛ. К сожалению, есть большие опасения, что вслед за ИГИЛ начнется новый этап войны. В нем будут принимать участие террористы Аль-Каиды**. США, Турция, Саудовская Аравия очень озабочены этой ситуацией. В провинции Идлиб очень сложная обстановка. Там в последнее время теряют свое влияние отряды оппозиции, которая выступает в качестве союзников международной Коалиции. Под давлением отрядов, финансируемых Аль-Каидой. Фронт Джебхат ан-Нусра*** является всего лишь единственной группой, но их очень много. Известно, что из Хасаки, Ракки и других регионов многие террористические группировки уходили именно в Идлиб. Некоторые меняют свои взгляды и примыкают к оппозиции, но другие продолжают придерживаться радикализма. В этом плане им удобнее примкнуть к Аль-Каиде. Там отличное финансирование и идеология, почти не отличающаяся от того, что проповедует Багдади (лидер Исламского государства — авт.). По нашим данным за последние несколько месяцев к Аль-Каиде примкнуло более десяти тысяч человек. Это только в Сирии. Только этого хватит, чтоб создать огромную армию, но есть еще солдаты. И все они обладают большим опытом ведения боевых действий. Бретт Макгерк (спецпредставитель президента США по вопросам борьбы с Исламским государством — авт.) упоминал об этом несколько раз. Он обращал внимание всех антитеррористических сил на растущую опасность, исходящую от Аль-Каиды в Сирии. Учитывая, что сейчас они почти полностью подчинили себе весь Идлиб, следует ждать удара по Алеппо.
— Алеппо находится под контролем правительственной армии и поддерживающих ее российских союзников. Вряд ли боевики могут совершить серьезную атаку на этот хорошо охраняемый район. Раньше уже были попытки, но они быстро пресекались.
— Не стоит так думать. Они вполне могут забрать то, что русские вернули Асаду. Сейчас Россия отправила свои основные силы в Дэйр-эз-Зор. Там идут бои с Исламским государством. Россия торопится не допустить продвижения демократических сил, поэтому оставляет почти незащищенными другие районы. Алеппо может стать целью для Аль-Каиды. Нет никаких сомнений, что скоро террористы продолжат войну, только в другой части Сирии. Уже сейчас и России, и США надо думать над этой проблемой. Мы позволили Аль-Каиде стать намного сильнее, чем она была вчера.
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Заур Караев
Фото: ZumaTASS