Из своих мрачных болот американские ученые, авторы редакционных материалов журналистских изданий, СМИ, современные «эксперты по Азии», западные «прогрессивные» и консервативные политики в унисон квакают о неминуемом коллапсе Китая, в том числе экологическом.
Они то и дело провозглашают, что: 1. Экономика Китая находится на спаде; 2. задолженность в стране огромная и пузырь китайского рынка недвижимости вот-вот лопнет; 3. страна погрязла в коррупции, а ее окружающая среда отравлена и 4. китайские рабочие проводят парализующие забастовки и акции протеста на фоне растущих репрессий, что стало результатом эксплуатации и острого классового неравенства. «Финансовые лягушки» квакают о Китае как о неизбежной военной угрозе безопасности США и их азиатских партнеров. Другие лягушки прыгают за этой мухой до небес, доказывая, что сейчас китайцы угрожают всей Вселенной!
Глашатаи «обреченности Китая», с незаметным для них бревном в глазу, систематически искажали и искажают действительность, фабрикуя причудливые небылицы, и рисуют образы, которые, по правде сказать, отражают их собственные общества.
По мере того, как разоблачается каждое из лживых утверждений, эти лягушки меняют свои мелодии. Когда не материализовались их предсказания о неизбежном коллапсе, они добавили год, а некоторые — и десятилетие, к срокам, подсмотренным в их хрустальном шаре. Когда изложенные в их предупреждениях негативные внутренние социальные, экономические и структурные тенденции «развернулись» в позитивном направлении, их шустрые пальчики «перенастроили» масштаб и глубину кризиса. И еще они стали цитировать анекдотические «откровения», почерпнутые в разговоре с каким-нибудь таксистом из какой-нибудь деревушки или городка.
По мере того, как давно предсказанные «провалы» все никак не могут материализоваться, эксперты перекраивают данные, подвергая сомнению надежность официальной китайской статистики.
И что хуже всего — западные «эксперты по Азии» все время стараются «поменять роли». В то время, как США постоянно окружают Китай своими базами и военными кораблями, китайцы изображаются агрессорами, а воинствующие американские империалисты жалостно плачут о том, что жертвами являются они.
Китай: вымыслы и факты
Мы постоянно читаем о том, что экономика Китая основана на «низких заработных платах» и на жестокой эксплуатации рабочих, порабощенных олигархами-миллиардерами и коррумпированными чиновниками и политиками. На самом деле, средняя зарплата в производственном секторе Китая за последнее десятилетие выросла втрое. Рабочие в Китае получают заработную плату, которая намного превосходит аналогичный показатель в странах Латинской Америки — при одном существенном отличии. Зарплаты в производственном секторе Китая сейчас приближаются к зарплатам в ЕС, где наблюдается их снижение. Тем временем неолиберальные режимы, под давлением ЕС и США наполовину срезали зарплаты в Греции и значительно сократили доходы в Бразилии, Мексике и Португалии. В Китае зарплаты рабочих сейчас превышают зарплаты в Аргентине, Колумбии и Таиланде. Зарплаты китайцев, хоть и невысоки по стандартам США-ЕС, но в 2015 году находились на уровне $ 3,60 в час — что повысило уровень жизни 1,4 миллиарда рабочих. В то же время, когда Китай утроил зарплаты своих рабочих, зарплаты рабочих в Индии оставались на уровне $ 0,70 в час, а зарплаты в Южной Африке упали с $ 4,30 до $ 3,60 в час.
Этот впечатляющий рост зарплат китайских рабочих стал возможен благодаря взрывному росту производительности труда, основанному на постоянном улучшении здравоохранения рабочих, их обучении и технической подготовке, а также постоянному давлению организованных рабочих и классовой борьбе. Влияние рабочих существенно возросло благодаря успешной кампании председателя КНР Си Цзиньпина по снятию с должностей и аресту сотен тысяч коррумпированных чиновников и эксплуататоров-начальников производств.
Сокращается разрыв между минимальной зарплатой в Китае и аналогичным показателем в США. При нынешних темпах роста это различие, при котором китайская зарплата выросла с одной десятой части американской до ее половины, в ближайшем будущем вообще исчезнет.
Китай уже не является экономикой, основанной на низкой зарплате, интенсивном труде, сборочных предприятиях и ориентации на экспорт. Сегодня 20?000 технических школ выпускают миллионы квалифицированных рабочих. Высокотехнологичные производства в широких масштабах внедряют роботизированные линии для замены неквалифицированных рабочих мест. Растет сфера услуг, удовлетворяя внутренний потребительских рынок. Столкнувшись с растущей политической и военной враждебностью со стороны США, Китай диверсифицирует свои экспортные рынки, разворачиваясь от США в сторону России, ЕС, Азии, Латинской Америки и Африки.
Не обращая внимания на это объективное продвижение вперед, хор «плутоватых квакушек» продолжает взбивать пену ежегодных предсказаний экономического спада и окончательного упадка экономики Китая. Их анализ не изменился при росте китайского ВВП в 6,7% в 2016 году, и они перескочили к предсказаниям «спада» в 6,6% в 2017 году в качестве доказательства неизбежного коллапса! Реальностью их не переубедить! Зато хор «квакушек с Уолл-Стрит» дико празднует, когда США провозглашают рост своего ВВП с 1% до 1,5%!
Признавая наличие серьезных экологических проблем, Китай лидирует в сокращении эмиссии парниковых газов, выделяя на это миллиарды долларов (2% от ВВП) и закрывая производства и шахты. Эти усилия далеко превосходят все то, что делается в США и ЕС.
Китай, как и все остальные страны Азии, а также США, нуждается в существенном росте инвестиций в перестройку деградирующей или создание несуществующей инфраструктуры. Китайское правительство — единственное, которое поддерживает на имеющемся уровне инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры или даже инвестирует свыше потребностей, расходуя 800 миллиардов долларов в год на строительство высокоскоростных железных дорог, монорельсовых дорог, морских портов, аэропортов, подземного транспорта и мостов.
В то время как США отвергли многосторонние торговые и инвестиционные соглашения с одиннадцатью тихоокеанскими государствами, Китай продвигает и финансирует торговые и инвестиционные соглашения с более чем пятьюдесятью азиатско-тихоокеанскими странами (за минусом Японии и США), а также с государствами Африки и Европы.
Китайское руководство при Си Цзиньпине приступило к проведению эффективной крупномасштабной антикоррупционной кампании, которая уже привела к арестам или смещению с должностей более 200?000 предпринимателей и государственных чиновников, включая миллиардеров и ведущих членов Центрального Комитета и Политбюро Компартии Китая. В результате этой общенациональной кампании значительно сократились покупки предметов роскоши. На убыль пошла практика использования государственных средств на изысканные обеды из 12 блюд и ритуальные подношения подарков.
В то же самое время, вопреки громогласным заявлениям в ходе политических кампаний по «осушению болота» и на успешно проводимых популистских референдумах, в США и Британии не пустило корней ничего даже отдаленно напоминающее китайскую антикоррупционную кампанию. И это — несмотря на ежедневные сообщения о мошенничестве и надувательстве при участии сотен ведущих инвестиционных банков англо-американского мира. Антикоррупционная кампания в Китае способствовала сокращению неравенства и, совершенно очевидно, она снискала поддержку китайских рабочих и крестьян.
Журналисты и ученые, которые, как попугаи, любят подражать англо-американским и натовским генералам, предупреждают, что военная программа Китая несет прямую угрозу безопасности США, Азии и всего остального мира.
Эти, глубже других ныряющие лягушки, заражены инфекцией исторического беспамятства. Ими забыто то, как в период после Второй мировой войны США вторглись и разрушили Корею и Индокитай (Вьетнам, Лаос и Камбоджу), убив при этом более 9 миллионов жителей — гражданских и воевавших. США осуществили вторжение, колонизацию и неоколонизацию в отношении Филиппин на рубеже 20 века, убив почти миллион жителей. Они продолжают строить и расширять свою сеть военных баз, окружающих Китай. Недавно они разместили на границе с Северной Кореей мощные, оснащенные ядерными боеголовками, ракеты THADD, которые в состоянии наносить удары по китайским и даже российским городам. США — крупнейший в мире экспортер вооружений, превосходящий совокупное производство следующих за ними пяти ведущих торговцев смертью.
В противоположность этому Китай в одностороннем порядке не вторгался ни в какие страны и не оккупировал их на протяжении сотен лет. Он не размещает ядерные ракеты вдоль побережья США или их границ. У него, фактически, нет ни одной заморской военной базы. Его собственные военные базы в Южно-Китайском море размещены для защиты своих же морских маршрутов от пиратов и от ведущей себя все более провокационно морской армады США. Военный бюджет Китая, который, как планируется, в 2017 году увеличится на 7%, все равно составляет менее четверти американского.
Со своей стороны, США навязывают агрессивные военные альянсы, нацеливают свои радары и управляемые из космоса ракеты на Китай, Иран и Россию и угрожают уничтожением Северной Корее. Военная программа Китая была и остается оборонительной. Внешнеполитическое имперское давление Китая основано на глобальной рыночной стратегии, в то время как Вашингтон по-прежнему реализует милитаристскую имперскую стратегию, разработанную с той целью, чтобы силой навязать глобальное доминирование.
Заключение. Лягушки из числа западной интеллигенции квакают уже давно и очень громко. Они ходят с очень важным и напыщенным видом и принимают позу главных ловцов мух в мире. Но они не производят ничего заслуживающего доверия с точки зрения объективного анализа.
У Китая имеются серьезные социальные, экономические и структурные проблемы, но китайцы ими системно занимаются. Они привержены делу улучшения своего общества, экономики и политической системы на своих собственных условиях. Они стремятся решать чрезвычайно ответственные проблемы, отказываются жертвовать своим государственным суверенитетом и благосостоянием своего народа.
В деле противостояния Китаю как глобальному капиталистическому конкуренту, США в качестве официальной политики преследуют стратегию окружения Китая военными базами и угрозами разрушить экономику страны. Когда западные СМИ и так называемые «эксперты» преувеличивают проблемы Китая и минимизируют свои собственные, они делают это в рамках единой американской стратегии.
В отличие от Китая США барахтаются со своим ежегодным экономическим ростом на уровне менее двух процентов. Заработные платы не растут уже десятилетия; реальные доходы и уровень жизни населения падают. Издержки на образование и здравоохранение взлетают до небес — при том, что качество этих услуг постоянно падает драматическим образом. Издержки производства растут, безработица все увеличивается. Растет смертность и число самоубийств в среде рабочего класса. Для Запада жизненно важно признать впечатляющие успехи Китая для того, чтобы учиться тому же, заимствовать и развивать у себя схожие схемы позитивного роста и справедливости. Сотрудничество между Китаем и США необходимо для продвижения мира и справедливости в Азии.
К сожалению, прежний президент США Обама и нынешний президент Трамп избрали путь военной конфронтации и агрессии. Два президентских срока Обамы представляют собой рекорд по количеству провальных войн, финансовых кризисов, растущего числа тюрем и падающего уровня жизни.
А издающие много шума «лягушки», квакающие в унисон, не в состоянии изменить реальный мир.
Автор — профессор социологии Университета Бингхэмтон (Нью-Йорк), написал 62 книги, изданные на 29 языках мира, более чем 600 статей, опубликованных в специализированных научных журналах, и более 2000 статей, напечатанных ведущих мировых общественно-политических изданиях.
Перевод Сергея Духанова.
Джеймс Пятрас
Фото: imago/Xinhua/TASS