24 августа Украина отмечает свой 27-й по счёту День независимости. И, несмотря на традиционную показуху и обильные застолья власть предержащих, для обычных граждан с каждым годом этот «праздник» приобретает все более мрачный смысл
Поймал украинец зайца, приносит домой и кричит жене:
— Галю, зажарь зайца!
— Стэпан, та масла ж нэмае…
— Ну, на постном жарь!
— Та и постного нэмае…
— Ну, на сале жарь!
— Та и сала нэмае…
Взял тогда украинец зайца и выкинул его на улицу. Заяц вскочил, расправил уши и закричал:
— Слава незалежной Украине!
(Старый анекдот времен то ли Кучмы, то ли даже Кравчука, который с каждым годом приобретает все большую актуальность).
Ровно пять лет назад, когда прежняя домайданная и условно дружественная России Украина доживала свои последние месяцы, автору этих строк довелось пребывать в одном небольшом городке Харьковской области. Из внешней атрибутики «праздника» бросалось в глаза лишь обилие жёлто-голубых флагов, вывешенных на зданиях и учреждениях. Этот некогда подаренный галичанам австро-венгерским императором символ украинской «незалежности» в тот момент ещё не вызывал абсолютного негатива и отвращения. Столь показное развешивание чиновниками из правящей «Партии регионов» этих флагов вызывало исключительно иронию. И она была тем более уместна, что жители населенного пункта, несмотря на преобладающий в разговоре суржик, абсолютно не воспринимали себя частью некой независимой Украины даже в её кучмовском варианте «Украина – не Россия», и никакой атмосферы праздника в ходе общения с простыми людьми не чувствовалось.
Отвечая на вопрос, что им дала эта самая «незалежность», люди отчаянно начинали ругать как предыдущую «оранжевую», так и действующую «бело-голубую» власть, которая, предав своих избирателей и забыв про данные им обещания, на всех парах двигалась в «світле європейське майбутнє». Вопрос о выборе цивилизационного пути, который на тот момент заключался в подписании ассоциации с ЕС или вступлении в Таможенный союз, перед случайными собеседниками автора абсолютно не стоял. Все как один выступали не просто за сближение, но за братское единство с расположенной совершенно неподалеку Россией, где у всех без исключения были родственники, друзья и знакомые.
Несомненно, имел место диссонанс между внешними проявлениями украинства от услужливых чиновников-конъюнктурщиков и настроениями подавляющей массы людей. Правда, все это искусственное жовто-блакитное флагобесие компенсировалось одним-единственным баннером с изображением последнего русского императора Николая II и искренними строчками о необходимости покаяния за разрушение некогда единой и великой страны.
До чего доборолась Украина?
За минувшие пять лет ситуация во всех отношениях изменилась в критическую сторону. 27 лет назад Украина выходила из треснувшего по швам Советского Союза в положении «богатой невесты» с развитой работающей экономикой, сочетавшей в себе практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Сменившие цвета партийных билетов и знамен функционеры обещали простым жителям Украины построить в скором времени рай на земле, превратить Украину во «вторую Францию». Для этого нужно было сделать совсем немного, утверждали вчерашние заведующие идеологическими отделами украинской Компартии, в один миг ставшие проповедовать вместо пролетарского интернационализма и международной солидарности трудящихся идеи украинской национальной исключительности. Необходимо лишь «прекратить кормить ленивого и вечно пьяного старшего брата», и тогда точно заживем, обещали сторонники «незалежности». Однако на практике получилось, что чем дальше Украина отдалялась от России, тем больше она превращалась не во вторую Францию, а в новое Сомали. Чем с большим пафосом праздновали её правители очередную дату «незалежности», тем стремительнее она теряла свой суверенитет и признаки государственности.
Итак, подведем итоги: чего же достигла Украина за эти 27 лет «свободы и незалежности». Нет, независимости не от России, которой так гордятся Петр Порошенко и прочие политики с низкой социальной ответственностью, а независимости от здравого смысла.
Во-первых, это потеря Крыма и Донбасса, а также развязывание кровопролитной гражданской войны, которая уже более четырех лет длится на Донетчине и Луганщине. Счет жертв в этой войне, вина за которую целиком и полностью лежит на украинской политической элите, уже пошёл на десятки тысяч.
Во-вторых, катастрофическое сокращение населения. Если в 1991 году численность населения Украины составляла 52 миллиона человек, то в 2017 году, если верить официальным источникам, оно сократилось до 42 миллионов.
Неофициальные же данные свидетельствуют о том, что цифра, которую дает украинский Госстат, завышена примерно на 10-12 миллионов. Так, в декабре 2017 года экс-министр труда и социальной политики Украины, депутат Верховной рады Михаил Папиев в эфире украинского ТВ заявил, что по самым оптимистичным показателям, численность населения Украины составляет 32 миллиона человек без учёта Крыма, ДНР и ЛНР, так как примерно 10 миллионов украинских граждан проживают или зарабатывают на жизнь за рубежом. Стоит также добавить, что по состоянию на 2016 год Украина занимала 5-е место в мире по естественной убыли населения и 4-е место в мире по уровню смертности.
В-третьих, это развал экономики, уничтожение наиболее развитых и наукоемких отраслей промышленности – авиастроения, судостроения, космической промышленности, частично машиностроения. Своего апогея этот развал достиг в последние годы после государственного переворота февраля 2014 года, повлекшего разрыв связей с Россией, на которую в основном и ориентировались многие крупные промышленные предприятия. В условиях евроинтеграции Украины и зависимости от МВФ и прочих международных кредиторов, большинство некогда крупных предприятий потеряли свою рентабельность и рынки сбыта. Среди них такие гиганты, как авиастроительный концерн «Антонов», северодонецкий «Азот», днепропетровский «Южмаш», Львовский автобусный завод (ЛАЗ), мариупольский «Азовмаш» и многие другие предприятия, ранее известные далеко за пределами Украины.
В-четвертых, это катастрофическое падение уровня жизни населения и реальных доходов, полностью уничтоженная социальная сфера, система образования и здравоохранения.
В-пятых, парадокс украинской «незалежности» заключается в том, что государство фактически утратило суверенитет и политическую субъектность, превратившись в находящуюся под внешним управлением страну-марионетку. Контроль над Украиной осуществляют поставленные Соединенными Штатами представители олигархата, которые четко и безукоризненно выполняют задачи по превращению Украины в антироссийский плацдарм. При этом судьба проживающего на этой территории населения их совершенно не волнует. И пока значительная часть украинских граждан находится под воздействием антирусской пропаганды, считает виновником своих бедствий Россию и в порыве псевдопатриотизма готова убивать своих бывших соотечественников с Донбасса, колониальная администрация будет продолжать безнаказанно грабить и уничтожать Украину и сжигать украинцев в топке бессмысленной и беспощадной гражданской войны, напоминающей новую «Руину».
В-шестых, совокупность всех вышеуказанных факторов неизбежно ведет к дальнейшим внутриукраинским потрясениям. Так, западные соседи Украины – Польша, Венгрия, Румыния уже не скрывают своих претензий на некогда принадлежавшие им украинские территории. В условиях продолжающейся нацификации Украины, разгула и безнаказанности радикальных националистических группировок, набирающей обороты олигархической войны, потери государством монополии на насилие, страна все глубже погружается в хаос, что объективно способствует процессу её дальнейшей дефрагментации и окончательному расчленению.
Заслуживают ли жители Украины такой «независимости»?