Киев действительно готовится прекратить «антитеррористическую операцию» на Донбассе и ввести военное положение, причём не только на раздираемом гражданской войной юго-востоке, но и на всей Украине, - подтвердил вчерашнее заявление главы украинского Совбеза Александра Турчинова бывший глава парламента ЛНР Алексей Карякин. Но почему же майданщики, медлившие три года, решили перейти от АТО к настоящей войне именно сейчас? Причин несколько, - поясняют эксперты. Есть и политические, и экономические.
Начнём с последних. Казна у майданщиков опустела. Именно по этой причине со своего поста даже не ушла – бежала, унося ноги, глава Нацбанка Валерия Гонтарева. А Запад настаивает: Киев обязан выплачивать пенсии и прочие социальные отчисления жителям народных республик, чего не делается уже три года. В Европейском суде по правам человека скопились тысячи исков от жителей Донбасса, и, рано или поздно, им придётся платить. А платить-то нечем!
«Цель объявления военного положения на Украине – вывести Киев из-под исков в Евросуд, - разъясняет киевский политолог Руслан Бортник. – Так Турчинов и Рада пытаются уклониться от выплат, а, если повезёт, переложить ответственность на Россию».
Неспроста депутат Рады от Блока Петра Порошенко Мустафа Найём зарегистрировал законопроект, определяющий, что обеспечивать продуктами, жильём и зарплатами жителей ДНР-ЛНР должны российские, а не украинские власти. А вот, как объясняет демарш Турчинова другой политолог, Игорь Тышкевич: «Формат АТО не предусматривает ограничения в правах жителей неподконтрольных территорий и разрыва экономических связей. Украина обязана платить пенсии и все социальные пособия. Но если, как предлагает Турчинов, признать отдельные районы Донецкой и Луганской областей оккупированными, то платить должны оккупанты». В зависимости от того, кого в Киеве таковыми признают.
Но дело не только в деньгах. «В предчувствии досрочных выборов власть неспроста взяла курс на введение военного положения, - срывает покровы украинский политолог Андрей Золотарёв. - Именно этот механизм позволит избежать преждевременного волеизъявления. Ни Порошенко, ни действующему составу Рады досрочные выборы не нужны, у них всех нулевые шансы на переизбрание. А власть отдавать не хочется – потому ничего лучше, чем военное положение, не придумаешь».
«Одновременно эта инициатива может помочь Порошенко расширить свои полномочия, - дополняет Руслан Бортник. – И развяжет ему руки не только в военной сфере».
«Для Порошенко угроза досрочных выборов очевидна, вопрос стоит остро, - резюмирует Алексей Карякин. - Только военное положение позволит ему остаться на троне ещё какое-то время».
Есть и такое предположение: решением перейти от АТО к войне Порошенко пытается активизировать своих западных покровителей, - такое мнение высказал бывший замглавы Совбеза Украины Степан Гавриш:
«Это мобилизационное заявление для проверки западных лидеров, которые уклоняются от разговоров о нормандском формате, не видя в нём никаких перспектив. А Порошенко заинтересован в том, чтобы встряхнуть Запад для противодействия России».
Александр Артищенко