«Стратегическое оружие Кремля» — компания «Газпром», недовольна промежуточным решением Международного арбитражного суд Стокгольма. И намерена добиваться от Украины 47 млрд долларов.
Месяц назад арбитраж принял «соломоново» решение, отклонив взаимные претензии украинского «Нафтогаза» и российского «Газпрома» (на 18 и 47 млрд долларов, соответственно). При этом «Нафтогаз» получил право реэкспортировать газ, цены на него привязаы к европейским, но зато «Газпрому» присудили денежную компенсацию от украинской компании. С учетом «запущенности» газовой проблематики в северной Евразии, это вполне достойное решение, но российская газовая корпорация намерена дожимать ситуацию до упора:
«Было промежуточное решение Стокгольмского арбитража. По предварительной экономической оценке, в соответствии с предварительным решением Стокгольмского арбитража взыскания с „Нафтогаза“ в пользу „Газпрома“ превышают 1,7 млрд долларов. Вместе с тем аргументация арбитров по многим вопросам промежуточного решения представляется недостаточной. И „Газпром“ принял решение обжаловать промежуточное решение в апелляционном суде Швеции», — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер на пресс-конференции по итогам годового собрания акционеров.
Похвальное упорство. Особенно если учесть, что против «Газпрома» на Украине проводилось антимонопольное разбирательство и самой корпорации судами «выписан» штраф в 6,6 млрд долларов. Плюс украинцам даже удалось арестовать акции «дочки» «Газпрома» в своей стране. В принципе, это никакого урона «Газпрому» не наносит непосредственно, но «осадочек остался».
Это еще одно яблоко раздора. И если не считать украинских угроз ареста транзитного газа, полноценно оно может дать свои плоды в 2019 году, когда формально прекратит действие 10-летний договор на поставки газа из России через, и на Украину. Москве вроде не с руки подписывать новый подобный долгосрочный договор, тем более, что Германия и РФ намерены завершить проект Nord Stream 2 (даже несмотря на сопротивление Польши и Украины). Плюс опять зашевелился проект «Турецкого потока». Правда, пока не ясно, чем же он завершится (стройка уже началась, но полноценных формальных гарантий от Анкары пока не получено).
К сожалению, все маршруты обхода Украины являются рискованными в плане их реализации, тем более, что сроки поджимают. Поэтому, корпорации Алексея Миллера остается лишь заготовить побольше «аргументов» в споре с «Нафтогазом» на тот случай, если и после 2019 года все же придется прокачивать основной объем природного газа именно через Украину (если «потоки» не реализуются вовремя, например). И пусть не десять лет подряд, а хотя бы два-три года. Поэтому «Газпром» и будет требовать от «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже более серьезную компенсацию за срыв контрактов по формуле take or pay. Украина, естественно, денег никаких и ни за что платить не будет, но хитроумные московские газовики планируют в дальнейшем торге со своими вышиваночными коллегами разменять взаимные «обязательства». Украинцы, соответственно, могут рассчитывать на тоже самое…
Вообще же, хозяйственные споры ядерной державы №?2 в мире с этнографическим заповедником в северной Евразии наводят на мысль, что реальные вес и значения этих политических образований парадоксальным образом примерно равны, если даже не более. А крупнейшими корпорациями в Российской Федерации управляют люди, явно занимающие важные посты за пределами своей компетенции.
Станислав Воробьев
Фото: Алексей Филиппов/ТАСС