Транзит энергоносителей – важнейший фактор для перспектив развития экономики Грузии, и других стран региона. Ключевым здесь является проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) проходящий по территории Азербайджана, Грузии и Турции.
Однако до последнего времени существовал вопрос с подключением к этому проекту Туркменистана. Нерешенность правового статуса Каспийского моря не позволяла проложить Транскаспийский газопровод по дну Каспия до Азербайджана и подключить его к TANAP.
12 августа 2018 г. в казахстанском городе Актау была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря — исторический для региона документ, работа над которым велась два десятилетия, с 1996 года.
На торжественной церемонии после окончания пятого Каспийского саммита Конвенцию подписали президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и президент Ирана Хасан Роухани.
Конвенция устанавливает общие принципы раздела шельфа и акватории Каспия. У каждой страны будут свои территориальные воды (зона шириной 15 миль) и рыболовная зона в 10 морских миль, где она будет обладать исключительными правами на добычу биологических ресурсов. В пределах своих территориальных вод каждое государство будет обладать исключительными правами на разработку недр. А что касается остального морского дна, то здесь предполагается разграничение на сектора.
Конвенция призвана закрепить свободу судоходства на Каспии для прибрежных государств и принцип взаимной открытости портов. Стороны отныне могут свободно прокладывать кабели и трубопроводы по морскому дну при условии соблюдения международных экологических стандартов при их строительстве и согласовании трасс со страной, через сектор которой проходит трубопровод или кабель.
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря позволит в самое ближайшее время построить Транскаспийский газопровод и подключить его к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Этот газопровод предусматривает поставку газа из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, где его продолжением станет Трансадриатический газопровод (TAP) в Южную Европу.
В итоге Грузия может стать ключевым транзитером туркменского газа в Европу. Это не только даст новый толчок для развития грузинской экономики, но также резко повысит как геополитическое значение Грузии, так и ее международный статус.
Одновременно определенность с правовым статусом Каспийского моря позволит успешно развивать другие транзитные проекты по линии Восток-Запад, которые все будут проходить через территорию Грузии.
Однако наши западные партнеры выразили недовольство по этому поводу. Так, в эфире канала CNN подчеркнули, что подписание Конвенции – это решающая победа Москвы. «Не стоит забывать, что для запуска крылатых ракет по Сирии, Россия выбрала именно Каспийскую флотилию. В Москве Каспийское море рассматривают как важнейший элемент отношений с Ираном — страной на южной границе моря, которая тоже принимала участие в переговорах. Это соглашение является важнейшим элементом всё более амбициозной ближневосточной стратегии России и её связей с Ираном в регионе», — отметили в CNN.
Так что в ближайшем будущем можно ожидать очередного подарка от нашего партнера в виде очередных санкций, которые негативно повлияют не только на Россию, но в этом случае и на Грузию.