В последние дни украинское «патриотическое» сообщество захлебывается от восторга относительно того, что удалось отстоять от поползновений «страны-агрессора» ставшую королевой Франции дочь Ярослава Мудрого Анну.
Ведь украинские права на эту историческую личность подтвердил сам президент Франции Эммануэль Макрон, назвав ее Анной Киевской, пишет украинский еженедельник «2000».
Петр Порошенко же в ходе визита во Францию даже уделил время посещению городка Санлис, где возложил цветы к памятнику королеве.
«Весь мир должен сейчас быть с нами в условиях российской агрессии. Вы вместе с нами должны называть агрессию — агрессией, Россию — агрессором, а Анну Киевскую — Анной Киевской. И даже когда россияне хотели украсть у нас нашу историю, мы этого не позволим. Весь мир сейчас будет знать Анну как Анну Киевскую и символ партнерских отношений между Францией и Украиной, между Парижем и Киевом» — цитирует пресс-служба речь Порошенко в Санлисе.
Но все точки над «i» в вопросе о «правах» на Анну Ярославну поставил нардеп Владимир Арьев: «Чтобы, наконец, закрыть тему королевы Анны: на ее надгробии никаких двуглавых орлов нету. Зато есть трезубец. А ворам безразлично, что воровать — нефть, газ или историю», — отметил нардеп.
Странно, что народный избранник упустил возможность сделать куда более эпохальное открытие: надпись на современном украинском языке на надгробии XI века однозначно указывает на древность и «первородство» мовы! И кто бы объяснил депутату трех созывов, что место захоронения Анны Ярославны неизвестно, а в Санлисе находится памятник ей, установленный в 2005 г. за средства украинской стороны (скульпторы — Валентин и Николай Знобы). Его местонахождение обусловлено тем, что именно там она основала аббатство.
Ну а французам жалко, что ли, если кто-то хочет украсить их провинциальный городок красивой скульптурой? И достопримечательность, и возможный приток туристов, и открывал его глава дружественного государства (Виктор Ющенко), а давеча его преемник пожаловал. То же самое можно сказать и о тираде Эммануэля Макрона: «Сегодня вы (Порошенко) уделили время тому, чтобы отдать должное Анне Киевской. Вы показали, насколько важна эта история XI века, очень давняя, насколько глубоко укоренены наши давние отношения».
Ну, сделал приятное гостю, а что он на самом деле подумал о коллеге, который тратит дефицитное время переговоров по очень серьезным вопросам (фраза «уделили время» — очень показательна) этой кухонной сваре вокруг национальной принадлежности жившей тысячу лет назад женщины, мы можем только гадать.
И дело даже не столько в абсурдности этого спора, самих попыток разделить общую историю современных России, Украины и Белоруссии, в которой ее батюшка, прежде чем стать великим князем Киевским, княжил в Ростове Великом (ныне Ярославской области РФ) и в Новгороде, а об Анне современная ей хроника аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе сообщает, что она из «земли руссов», находившейся где-то «у греческих границ» (подробнее о навязываемых мифах о Киевской Руси читайте здесь). И, кстати, год ее рождения ориентировочно — 1024 (так указано на ющенковском памятнике), а перебрался в Киев из Новгорода Ярослав Мудрый в 1036-м. Так может, она «Новгородская»?
Главный же вопрос заключается в том, кем была эта женщина, вокруг которой закипели такие российско-украинские страсти, втягивающие в свой водоворот растерянных французов? Многие ли из ломающих копья в спорах вокруг Анны Ярославны в состоянии вспомнить, кем была ее мать и как звали ее, супругу одного из наиболее известных и почитаемых правителей нашей Родины (дабы не «усугублять», не буду уточнять, какой)?
Вот и для тех французов, которым имя Анны Русской вообще что-то говорит (увы, именно так она именуется во французских исторических хрониках на протяжении веков), она не более чем одна из многих десятков Испанских, Венгерских, Баварских и прочих королев (во Франции было принято давать королевам прозвища, указывающие на страну их происхождения) за более чем тысячелетнюю историю их государства.
Можно, правда, вспомнить, что она была первой женщиной-правительницей Франции, став после смерти мужа сорегентом при малолетнем сыне, но след в истории она оставила не «великими свершениями», а браком с женатым мужчиной и тем, что ради этого альянса оставила трех малолетних детей. Скандал был настолько велик, что в него пришлось вмешаться самому Папе Римскому. И аббатство в Санлисе она основала, как считается, дабы замолить грех незаконного замужества.
Там же, как считается, она и провела последние годы своей жизни, хотя нет никаких достоверных сведений ни о месте ее кончины и захоронения, ни о времени, историки называют разные возможные даты в промежутке четырнадцати лет, но упоминаний ее смерти в исторических хрониках не обнаружено. Т. е. даже современникам на склоне лет она была совершенно неинтересна.
Тем более, уверен, не вызывают ажиотажного интереса у французов, а также немцев, итальянцев и прочих сотни, если не тысячи их собственных принцесс, за тысячелетнюю европейскую историю отправлявшихся в соседние государства «устраивать личную жизнь». Сохраняется память только о личностях, оставивших действительно заметный след в истории, таких как Екатерина II. Ну, так тут действительно личность — бедная немецкая принцесса (в XVIII веке такое словосочетание не звучало оксюмороном), ставшая великой правительницей огромной и загадочной для европейцев империи.
Поэтому имеющий многолетнюю историю и вылившийся в нынешние «эпические» разборки пиетет перед девушкой, вся заслуга которой заключалась в том, что папа выдал ее за французского короля, на мой взгляд, имеет корни в том самом низкопоклонстве, свойственном и русским, и украинцам и, если хотите, подсознательном ощущении собственной вторичности перед «Европой», когда сам факт, что «наша» княжна стала королевой «самой» Франции, становится поводом для гордости.
Так, может, настоящая гордость должна заключаться в том, чтобы не придавать этой банальной для того и последующих времен истории эпохального значения, смеша тем самым французов и прочих европейцев. Ну, честное слово, «по барабану» им, «Русской» или «Киевской» была супруга жившего тысячелетие назад короля Генриха I.
Александр Фидель.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.
Фото: Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого. Портретная фантазия современного художника