Польша и Украина — два государства неудачника. Свою независимость они получили не в результате борьбы, а случайно, с барского плеча великих держав. Полякам и украинцам кажется, что им чего-то недодали, где-то обделили и поступили несправедливо. Сами себя они считают невинными жертвами интриг агрессивных соседей. Что ж, правду говорят, бесплатно оказанную услугу не ценят, а щедрость и бескорыстие не поймёт тот, кто сам не обладает этими качествами.
Украинцам обидно оттого, что в их самостийной антирусской истории так мало героического. Отдельные мелкие сражения они выигрывали, но выиграть войну и ощутить пьянящий вкус великой победы у них ни разу не получалось. Отсюда та страсть к переписыванию истории, к доведению её содержания до полнейшего абсурда. Отсюда зависть, переходящая в ненависть к более успешным соседям, в том числе к полякам.
Казалось бы, к чему эти истерики Киева по поводу «волынской резни»? Признайте же, наконец, украинцы, что согрешили, покайтесь за совершённые преступления и примиритесь с поляками. Но не могут, потому как других «героев», кроме Бандеры и Шухевича, и другой самостийной истории кроме ОУН и УПА, у них нет. Убери их, и выяснится, что самим украинцам эта независимость и даром была не нужна. Значит надо героизировать военных преступников, чтобы оправдать само существование государства.
В деле «волынской резни» очень часто опускается её первопричина. Поляки об этом не вспоминают, украинцы умалчивают. Создаётся впечатление, что ни с того, ни с сего народ взял в руки ножи и пошёл убивать соседей... Однако истоки конфликта в том рабском положении, в котором сотни лет находились украинцы. Поляки были панами, украинцы были холопами или, как чаще всего их называли, быдлом. При первой представившейся возможности украинцы очень люто поквитались со своими многовековыми обидчиками. Хотя и убивали они не польских панов, а польских крестьян, с которыми сотни лет мирно жили бок о бок.
Украинцам стыдно себе признаться, что в европейской Польше они были людьми третьего сорта. Вопрос даже не в избирательной работе памяти, которая предпочитает забывать всё плохое. Сегодня на первый план выходит настоящее с игрищами политиков вокруг возвращения украинцев в их родной европейский дом. Попробуй скажи, кем были они в этом самом «европейском доме», и мечтать придётся о чем-то другом.
Вот и получается заколдованный круг, когда ни одна из сторон не способна признать свои прегрешения прошлого и обречена настаивать на своём. Поляки продолжают предъявлять претензии за геноцид, а украинцы упорно отрицают его факт и героизируют своих военных преступников.
Это только кажется, что историю можно извращать и перевирать сколько угодно. Счёт за подобное издевательство обязательно приходит, а к украинцам он уже пришёл. Спустя сотню лет они вернулись на исходную позицию — в панской Польше их снова считают быдлом. Собственно, а как может иначе относиться польский пан к своим бывшим холопам, к тому же ничуть не изменившимся. Как может относиться хозяин к тем, кто разорил и распродал свою страну, а теперь готов на чужбине выполнять самую грязную работу за самую скромную зарплату? Всё вернулось на круги своя.
А ведь что интересно, передовой отряд из рвущихся в европейское рабство украинцев как раз и состоит из тех, кто дольше всего в нём находился. Не жители Малороссии и Юго-востока Руси рвутся впрячься в польское ярмо, а именно жители Западной Украины. Откуда у них это? Генетическая память или неспособность навести порядок на своей земле?
С паранойяльным упорством украинцы навязывают всем свою мову и идентичность. Уже давно очевидно, что подобная политика ведёт к распаду страны. Однако украинцы не хотят и не могут положить конец этой практике. У них нет исторического опыта создания многонационального государства. Они воспроизводят ту систему отношений, которая им знакома по проживанию в Польше: я пан — ты холоп, я хозяин – ты быдло.
Страх прошлого въелся в головы украинцев. Они мечтают жить в государстве без инородцев, считая, что только тогда наступит «золотой век» Украины. Реальностью станут строки украинского гимна: «Згинуть наші воріженьки, як роса на сонці / Запануєм і ми, браття, у своїй сторонці». Не будет национального, религиозного гнёта, с которым народ жил сотни лет. Как же ошибаются украинцы! Быдло во сто раз хуже пана! Пробравшись по головам соплеменников на вершину власти, быдло будет нещадно гнобить тех, с кем ещё вчера жило в одном селе и чистило один свинарник. Быдло не знает и не понимает других отношений кроме отношения пан – холоп. Он уважает и понимает лишь силу, а в чувство его приводит только хлёсткий щелчок панского кнута.
На Украине любят рассуждать о необходимости вытравить из себя «совкового» раба. Только эти рассуждения и есть проявление «рабской натуры» говорящих. Внутренне свободному человеку не надо ничего из себя вытравливать. Он был свободен и во времена крепостного права и в советских трудовых лагерях. Эта свобода живёт в нём, в его характере и определяет поступки. Свободный человек никогда не унизится до того, чтобы ограничивать права другого человека. Ему не надо привилегий по национальному или языковому признаку, чтобы получить привилегии для себя. Он сам не раб, и ему не нужны рабы.
Украинцы предпочитают замалчивать темы, которые вредят их национальным мифам. Даже ностальгируя по былому, они не могут признать, что Советский Союз был «империей с позитивной дискриминацией». То есть, окраины государства получали гораздо больше благ от его «ядра», чем отдавали ему. Большинство союзных республик дотировались центральной властью и были оазисами процветания по сравнению с РСФСР. Чтобы не пускаться в пространные рассуждения о разнице подходов, стоит просто сравнить республики Средней Азии и Афганистан. Граница «оккупации» — является границей цивилизации. Впрочем, в 1991 году Россия ушла со своих окраин и эта граница стёрлась.
Самостийникам в голову не может прийти, что Империя может развивать свои окраины, вкладываться их в промышленность, инфраструктуру, науку, культуру. В их понимании Империя только тем и занимается, что эксплуатирует колонии, а население «завоёванных» территорий превращает в рабов. Это тот исторический опыт, который приобрели жители Западной Украины за сотни лет пребывания в польской неволе. Почти три десятка лет они распространяют его на всю территорию государства. С русским населением Украины они хотят сделать то же самое, что делали по отношению к ним поляки — эксплуатировать и ассимилировать.
Не желающие понять своё прошлое, украинцы обречены попасть в него вновь. История для них повторяется точно так же, как повторялся один день в американской комедии «День сурка». Герой известного фильма раз за разом переживал один день и, наверное, немногое потерял. Украинцы теряют всю свою жизнь, которая проходит в бессмысленном и болезненном беге по граблям истории.
Сергей Белов