С 1 июня Донецкая народная республика запретила ввоз на свою таможенную территорию продуктов из Украины.
Распоряжение об этом было опубликовано Министерством налогов и сборов непризнанной республики еще 22 мая, но первый день лета был определен крайним сроком для торгово-транспортных мероприятий. Все продуктовые товары украинского производства, оставшиеся на складах торгующих организаций и оптовых складах, будут распроданы с условием, что завезены они в ДНР до запретного срока.
Речь идет о массовых закупках представителями торговли. Частные лица, как разъясняет министерство доходов и сборов ДНР, имеют возможности провозить через линию границы с Украиной некоторое количество продуктов. Например, мяса можно привезти с «той стороны» 5 килограммов за один раз, а всех продуктов — до 50 кг.
Разумеется, такой шаг властей республики вызвал дискуссию в обществе. Впрочем, она больше сводилась к рассуждениям на тему, а что у нас за спиной? На этот вопрос неоднократно отвечали руководители ДНР. Ответ сводится к тому, что до 70% (в прошлые годы было и 80 и 90) продовольственной продукции в магазинах Донецка и других городов Донбасса закупаются в России. Значителен удельный вес и белорусской продукции. Особенно в сегментах слабого алкоголя и молочных продуктов — до 13% от общего объема товаров.
Несомненно, усложнение путей товарооборота приводит к росту цен. В Донецке с этим борются при помощи специальных комиссий, следящих за тем, чтобы частник не задирал цены на продукты (особенно на товары первой необходимости). По словам работников администрации центрального Ворошиловского района эта работа идет с лета 2015 года и принесла свои плоды — в целом контроль за ценами сегодня эффективен. С другой стороны, ряд товаров, как, например, алкоголь, уходит в магазины и далее к потребителю по ценам намного ниже российских. Все из-за того, что в республике в разы ниже акцизные сборы с алкоголя. К примеру, водка «Белая березка» в Донецке стоит 207 рублей за пол литра, а в РФ — от 380 до 540 рублей. В Киеве водка этого класса стоит от 107 до 140 гривен (220-300 р.)
Но Донецк еще и потому смело отказывается от украинских продуктов (здесь мы не говорим о той товарной блокаде, которую устроил Донбассу Киев, и которую преодолевал окольными путями бизнес), что Донбасс наращивает собственное производство сельхозпродукции, пострадавшее в первые годы войны. Если в Киеве, например, молоко стоит от 20 до 45 гривен за литр (43-97 рублей), то в Донецке даже молоко, привезенное из Луганска будет стоить от 37 до 39 рублей, а белорусское — 44-56 рублей за литр. Местное молоко стоит, понятно, еще немного дешевле. Сразу три птицефабрики — Пролетарская, Новоазовская и Шахтерская —поддерживают среднюю цену на куриное яйцо разных категорий — от 50 до 65 рублей, в то время как в Киеве — средняя цена 30 гривен (65 р.). Правда, в Донбассе, где всегда была мощная мясомолочная промышленность, не так хорошо дела обстоят с овощами и ягодами, садов почти нет на той территории, что контролируется ДНР, но этот товар и в России можно купить, и в некоторых других странах. Кроме того, нынешней весной глава республики Александр Захарченко открыл новый тепличный комплекс по выращиванию ранних овощей. Так что, если будет мир, то Донбасс и этот сегмент будет стараться закрыть самостоятельно.
Пару слов необходимо сказать о реакции торговых сетей. Дело в том, что во второй половине мая неожиданно стали закрываться отдельные супермаркеты сети «Амстор». На сегодня прекратили работу, как минимум три из них — в Киевском, Калининском и Петровском районах Донецка. По Донецку поползли разговоры — дескать, «Амстор» закрывается, потому что не может ввозить дорогие из-за блокады продукты с Украины. Но, как и многие слухи, этот оказался неподтвержденным. Наш источник в налоговых органах Донецка рассказал, что никто не понимает, почему все торговые сети работают нормально, только «Амстор» вдруг стал закрывать магазины. «Тут речи не может идти о нехватке товаров, у них положение такое же, как и у всех с этим, — сказал чиновник, — скорее всего, это следствие их внутренних разборок».
Что ж, если вспомнить внутрикорпоративный скандал между «Смарт-группой» олигарха Новинского, контролирующего этот ритейл, с его управляющими, братьями Вогоровскими, то можно согласиться с этим допущением. Скандал идет три года и не мог не отразиться на бизнесе.
В целом же, с 1 июня в деле снабжения Донбасса продовольствием значительных изменений не предвидится. Край, несмотря на осадное положение, налаживает альтернативные украинским пути снабжения и собственное производство.
Олег Измайлов