«Лиман» напичкан сверхсекретной аппаратурой (не говоря уже о документации). Наверняка специалисты НАТО предпримут все возможные шаги для того, чтобы ее заполучить и исследовать. Глубина в районе гибели «Лимана» (точных координат места ЧП пока нет) – от 100 и более метров.
При современных средствах подводных работ добраться до лежащего на дне корабля и поднять аппаратуру будет довольно легко. Россия, в свою очередь, постарается этого не допустить, отправив в район бедствия боевые корабли. И в случае попыток вероятного противника добраться до секретов «разведчика» будет вынуждена пойти на крайние меры. Значит, в перспективе возможен очередной очаг военной напряженности.
Издание поясняет, что подобные прецеденты уже были в прошлом.
В сентябре 1976 года советский летчик Виктор Беленко, вылетев с приморского аэродрома Соколовка на самолете МиГ-25, приземлился в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Самолет был разобран, подвергся детальному изучению японскими и американскими специалистами, после чего возвращен СССР. Но главное, в Советском Союзе пришлось полностью менять аппаратуру опознавания «свой–чужой», которая устанавливалась на самолетах. В результате экономике страны был нанесен ущерб, оцениваемый в 2 млрд руб. (в ценах того времени).
В то же время судно для глубоководных изысканий Heather Sea прибыло в район затопления среднего разведывательного корабля «Лиман». Порт приписки научно-исследователького судна (НИС) – Мурманск. По данным сайта ООО «Сабси Сервей Солюшенс», НИС Heather Sea используется для выполнения глубоководных комплексных инженерных изысканий. Среди видов работ в спецификации НИС указаны в том числе поиск и съемка затонувших объектов.
ООО «Сабси Сервей Солюшенс» выполняет различные инженерные изыскания, в том числе гидрографические. «Для работы используются специальные научно-исследовательские суда, уникальное оборудование, включая подводный буровой комплекс, автономные и телеуправляемые подводные аппараты, способные работать на глубинах до 3000 метров», – говорится на сайте компании. На Черном море это судно занимается подготовкой прокладки газопровода «Южный поток».
Ранее Минобороны РФ сообщило, что все съемное спецоборудование, документация и оружие сняты с затонувшего разведывательного корабля «Лиман» и доставлены на базу Черноморского флота в Крыму. Но, естественно, значительная часть а секретной (и стационарной, скажем так) аппаратуры осталась на борту корабля.
Как известно, в четверг, 27 апреля, средний разведывательный корабль проекта 861М Черноморского флота «Лиман» столкнулся с грузовым судном Youzarsif, шедшим под флагом Того. Экипаж боролся за живучесть «Лимана», но, несмотря на это, корабль затонул. Глубины в районе кораблекрушения составляют от 50 до 200 метров.
Заметим, что на борту Heather Sea находятся два подводных робота. Первый – автономный необитаемый подводный аппарат HUGIN AUV компании Kongsberg Maritime с глубиной погружения до 3 км. Второй – телеуправляемый необитаемый подводный аппарат SUB-fighter 15k компании Sperre. Его максимальная глубина погружения также составляет 3 км.