Нейрофизиологам удалось доказать, что человек может воспринимать информацию и запоминать новые вещи во время сна. Может, наконец, исполниться мечта многих, - учить иностранные языки не вставая с кровати?
Подсчитано, что каждый человек примерно треть своей жизни проводит во сне. Оказывается, что в это время наш мозг не отдыхает, а очень даже активен. Одна из первых русских пословиц «Утро вечера мудренее», использованная во многих народных произведениях, отнюдь не случайна. Простая народная мудрость имеет довольно серьезное научное подтверждение. Во сне можно не просто спать, видеть сны и выстраивать в логические цепочки все то, что днем казалось не решаемым, но еще и осваивать новую информацию.
Необычные эксперименты на спящих добровольцах показали, что во время фазы «быстрого» сна, человеческий мозг активизируется и способен запоминать нужные и необходимые на утро вещи…
Вопрос «отключаются» ли во время сна наши органы чувств полностью и может ли человек в это время воспринимать информацию из внешнего мира, будоражит умы ученых уже не первое столетие.
В ходе необычных экспериментов, исследователи из университета Пьера и Марии Кюри в Париже (Франция), выяснили, что неосознанные, скрытые воспоминания все же могут формироваться во время сна, но только во время быстрого сна и переходного периода между быстрым и глубоким сном. «Аналогичная стимуляция в фазе глубокого сна, наоборот, приводит к противоположным эффектам», - отмечет один из них, - Томас Андриллон.
«Существуют два типа сна — быстрый и медленный сон, которые постоянно чередуются друг с другом. При засыпании наступает фаза медленного сна, в ходе которой организм постепенно «отключается» и восстанавливает силы.
Во время быстрого сна тело переключается в «рабочий режим», но при этом все мускулы «отключаются» ради безопасности, и человек становится абсолютно неподвижным. Эта фаза характеризуется быстрым и хаотичным движением глаз и считается, что именно в это время люди видят самые яркие сновидения…»
Исследователи пригласили несколько добровольцев, согласившихся провести одну ночь в лаборатории. Разделив их на несколько групп, они подключили подопытных к электроэнцефалографам и поместили в особые комнаты, динамики в которых начинали проигрывать запись «белого шума» в то время, когда их мозг вступал в ту или иную фазу сна. В итоге надо было вспомнить особую последовательность звуков, «спрятанную» в белом шуме.
Как правило, с этой задачей справляется любой человек, однако для ее успешного решения большинству из них требуется несколько десятков прослушиваний подобной аудиозаписи.
Данный «шумовой тест», как его назвали нейрофизиологи, позволила проверить, сможет ли человек распознать эту комбинацию звуков быстрее, если она проигрывается во сне. И, как показали опыты, добровольцы, слушавшие эти шумовые мелодии во время быстрого сна, в несколько раз быстрее определяли последовательность звуков, чем им это удавалось сделать до начала опытов.
С другой стороны, проигрывание этих аудиозаписей во время фазы глубокого сна только ухудшало память добровольцев и заставляло их тратить на поиск последовательности намного больше времени, чем перед сном.
При этом многие нейрофизиологи полагают, что активное восприятие сигналов из внешнего мира будет мешать консолидации памяти, и поэтому мозг будет или активно подавлять их, делая «внутренние» воспоминания более яркими, или просто игнорировать, удаляя информацию о внешних стимулах.
Как отмечают ученые, результаты опытов говорят о том, что человек не полностью «отключается» от внешнего мира во время сна и продолжает воспринимать и запоминать информацию. И дальнейшие наблюдения за работой мозга помогут им понять, как, например, можно исправлять нарушения памяти или же бороться с амнезией.
В целом, феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos (сон) и paideia (обучение). Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.
Активно занимались темой восприятия информации во сне и российские ученые в XX веке. Так, работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.
Научные изыскания профессора Л.А. Близниченко были направлены на «рациональное использование» сна. Он предлагал использовать сон для изучения особо трудных для запоминания вещей, - к примеру, лексику, иностранные слова, термины… Он выяснил, что память человека наиболее восприимчива в последнюю четверть часа до ночного сна и в первые 60 минут после погружения в сон.
Профессор разработал свою методику погружения, при котором необходимый материал прочитывался, затем прослушивался по радио и громко повторялся следом за диктором. Все эти действия сопровождались успокоительной музыкой. Через четверть часа человек засыпал. А диктор продолжал читать текст. Затем его голос становится все тише, переходя в едва слышимый шепот. Утром диктор вновь начинал читать текст, уже с нарастающим звуком. В итоге, контрольный тест по проверке усвоенного материала показал, что 90% участников с отличием усваивали информацию.
Опыты Близниченко выявили и интересные факты, - оказалось, что женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – женский.
Но не все специалисты по сну воспринимают возможность обучения во сне положительно и даже высказывают мнение о вреде для здоровья от подобных занятий. По их убеждению, ночью мозг должен отдыхать, а не учиться.
Татьяна Бутурлина