В «Газпроме» довольно резко отреагировали на заявление властей Украины об условиях возвращения к закупкам российского газа непосредственно у России (сейчас она покупает его под видом европейского). Как пишут РИА Новости со ссылкой на слова официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова, для этого необходим пересмотр долгосрочных контрактов с европейскими покупателями.
«»Точка сдачи «Газпромом» газа своим покупателям — это вопрос взаимоотношений не с Украиной, а с нашими европейскими клиентами по долгосрочным контрактам», — передает издание слова Куприянова. В понедельник вице-премьер Украины Владимир Кистион заявил, что Киев может вернуться к закупкам топлива у России, если точка учета газа будет перенесена с западной на восточную границу страны.
В сентябре о том же говорил президент Украины Петр Порошенко, в связи с тем, что после 2019 года завершится действие текущего контракта. При этом ЕС, «содействие» которого нужно для принятия решения, он упомянул.
Министр энергетики России Александр Новак позднее заявил, что его ведомство считает подобные шаги нецелесообразными.
Данный вопрос все же больше лежит в политической плоскости, нежели в экономической, считает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. На фоне ситуации в Донбасе, объясняет он, Украина пытается отказать от российского газа и переходит на его реверс из Европы. Что ни говори, но этот газ все еще остается российским, только Украине приходится доплачивать за него европейским трейдерам. При этом Украина, в случае поставок газа на ее восточную границу будет переплачивать меньше, так как трейдеры учитывают в цене транспортировку, а в данном случае за нее не придется платить. Также она может договориться об иностранных инвестициях в свою газотранспортную систему, что не по силам самой стране.
Точки учета сдачи газа есть и на той и на другой стороне, и последнее слово об их переносе всегда остается за участниками долгосрочного договора — европейцам, отмечает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Им прежняя схема передачи газа удобна и понятна. А для того чтобы удовлетворить потребность Украины сэкономить и при этом сохранить риск перебоев в поставках и снижения давления в потоке, вряд ли кто-то пойдет на эксперименты.
О том, что «почему-то при разговоре о переносе точки приема газа европейскими трейдерами, забывают об интересах Европы», — говорит и Богдан Зварич. Если сейчас, при передаче газа на западной границе Украины волноваться о транспортировки газа через страну приходится «Газпрому», то в случае с восточной «точкой» передачи, это станет проблемой Европы, отмечает он.
И тут можно заметить, что если скандалы Украины с «Газпромом» по поводу несанкционированного отбора газа европейцам, в известной мере, политически выгодны, так что можно порой немного и померзнуть, то самим ссориться с «демократической» и независимой Украиной они вряд ли хотят. «Газпром» хоть и перекрывал случалось газ по тем или иным причинам, но защищая свою репутацию надежного поставщика, бился за продолжение поставок. Причем, имея при этом в руках вентиль. Кто будет биться в ЕС? Тем более, без вентиля, так Украина рассчитывает в предлагаемом ею варианте обходиться без реверса. Это, кстати, не понравится европейским трейдерам.
А для «Газпрома», который и так наращивает год от года продажи газа в страны ЕС, перспектива того, что Украина вновь начнет закупать его газ, не слишком привлекательна. Тем более, что, как отмечают аналитики, все это очень похоже еще и на игру против «Северного потока-2».
После 2019 года, говорит Кирилл Яковенко, если с «Северным потоком» все пойдет нормально, транзит газа через Украину будет маловостребован. Дополнительным стрессом для нее станет и Южный поток. Так что, если Киев не предпримет усилий по серьезной реконструкции своей ГТС — потоки через нее действительно сведутся к минимуму, отмечает аналитик.