Главное достижение нового режима свершилось. Украина подписала ассоциацию с Евросоюзом. Пока что страна ощутила лишь негативные стороны этого события, но «оптимисты-радикалы» на протяжении нескольких лет твердили, что вслед за навалом этих бед настанет период благоденствия. Слова сложно назвать пророческими, тем более единственный аргумент в их пользу — это безвизовый режим с ЕС. Действует он уже как вторую неделю, и за этот период несколько десятков тысяч украинцев перебрались за кордон. Этот безвиз был для них чем-то вроде выстрела для бегунов-спринтеров. Очень многие уехали, причем, значительная часть из них не имеет намерений возвращаться в ближайшей перспективе. Забавно, но до сих пор далеко не все себе уяснили, что долгожданный европейский безвиз не распространяется на работяг и студентов — этим по-прежнему придется иметь дела с визой. В общем, убывших ждет еще много приключений впереди.
Но пока что они пытаются обустроиться. Как у них это выходит, мы попытались узнать.
С Майдана прямиком в Россию
Алексей живет под Мариуполем. Майдан приветствовал, и совершенно не жалеет, что выходил на киевские демонстрации в 2013 году (он специально приезжал на все акции протеста — Авт.). Хотя бы по той причине, что теперь ему не нужна виза для поездки в Европу. Это звучит странно, но многие действительно ассоциирует либерализацию визового режима со вступлением в Евросоюз. Алексей — не исключение. Для него все те лишения, что свалились на украинских граждан с приходом Порошенко и его команды, являются лишь частью европейского пути.
Вообще Алексей в последние годы мало времени проводит на родине. Сразу после того, как стало ясно, что новая Украина не будет столь удобным местом для зарабатывания денег, он рванул в Россию, наплевав на свои стопроцентно проевропейские взгляды. Перебрался в Ростов-на-Дону и там устроился водителем. Работал на ассенизаторе, и зарабатывал даже в кризисное для россиян время очень неплохие деньги.
— В этом деле главное уметь все просчитывать на шаг вперед. Хозяин ведь следит за перемещением, чтоб никаких «леваков» не было. Во-первых, надо заказчику всегда цену чуть выше называть. Он сначала будет возмущаться, потому что хозяин другую цену называл, но надо сказать что-нибудь весомое — типа в бочке места нет, так что несколько рейсов делать надо будет, или же за новую цену можно все за раз вывезти. Поначалу не знаешь, что говорить, но потом опыт появляется. Научился я даже свои заказы делать, так чтоб никто меня не заподозрил. Пока до базы доеду, где-нибудь еще по дороге обслужу людей. Хозяин, конечно, догадывался, но доказать у него ничего не получалась. Может, я поесть заехал в кафе?!
Помимо этого заработанное по официальной цене делилось пополам — работодатель установил с самого начала сотрудничества такое условие. В общем, порой у Алексея получалось за день заработать до пятнадцати тысяч рублей. Это позволило ему обзавестись небольшой квартирой в Ростове, которую он недавно продал, так как в «немытой» России ему делать больше нечего. Теперь его ждет Европа.
«Европейское чудо» с русскими корнями
Так срослось, что отменили визы, и у Алексея появилась возможность сесть за руль европейского ассенизатора. Видимо, действительно Майдан сотворил чудо. Оказывается, не все пострадали от тех варварских условий, что выдвинул Брюссель для рвущейся в его объятия Украины. Но так уж вышло, что замкнуть эти объятия без России никак не получилось бы. Дело в том, что Алексея в Европу приглашает… его бывший работодатель из Ростова. Да-да, тот самый, благодаря которому он купил квартиру, личный автомобиль и обзавелся кое-каким состоянием. Именно от него некоторое время назад поступило предложение отправиться в Чехию. До этого Алексей подумывал открыть собственный аналогичный бизнес в Киеве, так как наслышан о потребности тамошних жителей в оперативно оказываемых ассенизаторских услугах. Но кому нужен Киев, когда можно уехать в Прагу?! Такую позицию давно провозгласили киевсие власти!
Алексей пока не знает, сколько зарабатывают ассенизаторы в Чехии, но сомнений в том, что его друг все обставит в лучшем свете, нет.
— Вова (имя работодателя из России — Авт.) толково соображает. В Ростове у него было много конкурентов, но все равно заказы постоянно шли. Он везде рекламу давал — в газетах, в интернете, в тендерах участвовал. Он знает свое дело. Раньше сам работал на ассенизаторе, так что знает все. Наверное, поэтому не напрягал меня за леваки. Ему нравилось, как я работал. До меня у него никто долго не задерживался — всем что-то не нравилось. Но я точно знаю, что надо терпеть, если зарабатывать хочешь. А другие наглели — привозили ему копейки. Я оказался самым надежным и проверенным. Поэтому он меня позвал в Чехию. Ему там в какой-то фирме хорошее место дали, чтоб заведовал ассенизаторами и каналопромывочными машинами. Сказал, что скоро ему я понадоблюсь.
К сведению, в Праге услуги ассенизатора обходятся обычно в четыре-шесть тысяч рублей. Это средний минимум. За день можно совершить с десяток рейсов, а то и больше. Вероятнее всего, Алексей будет работать официально, но далеко не факт, что со временем он не научится и в Чехии находить «леваки». Пока что он владеет английским, но если будет работать, то освоит и чешский, что существенно упростит ему возможность напрямую контактировать с некоторыми заказчиками. При таких условиях можно будет очень здо?рово устроиться в Евросоюзе. Может быть, и в Праге удастся квартиру купить. А дальше будет видно.
В общем, это — история украинца, у которого получилось в России, обязательно получится и в Европе. Только для истинных патриотов Украины картина омрачается одним обстоятельством — всем этим Алексей обязан россиянину, который дал ему возможность работать в Ростове, а теперь еще и осуществляет его «европейскую мечту». И сколько еще таких украинцев в Европе? Вероятно, скоро их станет намного больше. С русскими все равно договориться гораздо проще. Там, в Европе и русский звучит как родной, а не вражеский язык…
Заур Караев
Фото: Zuma/TASS