На фоне все более теплеющих отношений с ведущими странами ЕС, которые уже поняли, насколько разрыв с РФ вредит их собственным интересам, удивляет упёртая антироссийская политика, которую исповедуют менее успешные государства Прибалтики, ведясь на санкции и предписания США, даже под угрозой крупных потерь в собственно экономике. Расплата за русофобство, однако, уже настигла, как минимум, Литву, которая собственными руками выбросила возможности и выгоды, которые сулили ей партнерские взаимоотношения с нашей страной. Речь идет о том, чем пахнет «газовый вопрос».
Нашей бывшей «братской» республике, которой после выхода из состава Советского Союза уже 30 лет не удается наладить ту размеренную и обеспеченную жизнь, к которой она так стремилась. Вот почему Литве до зарезу требуется некая внешняя угроза, которую можно обвинить во всех бедах, а, поплакавшись, получить от Запада некие блага просто так – в виде утешительной конфетки. Россия выбрана просто потому, что это удобно: с нами конкурируют США и желают видеть мелким угодливым бесом у своих ног, на нас также тявкают прибалтийские соседи и украинцы, в ЕС тоже длительное время смотрели на РФ довольно опасливо. Предложить «старшему брату» возможность почморить его же собственного конкурента – этот путь казался литовцам самым простым.
Однако ни США, ни Евросоюз не спешат раздавать милостыню, требуя в ответ исполнения каких-то особых услуг. Так¸от Литвы потребовали отказаться от российского природного газа (РПГ), поставляемого в Европу по газопроводу. Взамен Литве пообещали, что не оставят без голубого топлива: Норвегия и США готовы полностью заместить рынок этого энергоресурса поставками сжиженного природного газа (СПГ). Вильнюс подписал кабальное соглашение на поставки из Норвегии и попытался обязать свои коммерческие предприятия использовать его не менее, чем на треть от всего объема газа, применяемого на производстве.
Но, как оказалось, СПГ дороже российского топлива примерно на треть, даже если везти его из Норвегии. А из США цена повышается еще больше. Для сравнения, 177 евро за кубометр РПГ против 287 евро за 1 м3 СПГ – выразительная разница, да? Именно она стала причиной возрастания себестоимости продукции литовских промышленных предприятий, которые стали массово терпеть убытки и приближаться к черте банкротства. В итоге страна со слабой экономикой поставила на грань гибели собственную производственную отрасль.
Потеря основных средств не устроила литовский бизнес, и он отказался от закупки навязываемого государством запредельно дорогого СПГ. Флагманом протеста стал крупнейший завод удобрений и, по совместительству, главный потребитель газового топлива в Литве – Achema. Оказавшись на грани закрытия, предприятие попросту отказалось от покупки СПГ, а его руководство обратилось в Европейский суд по правам человека с иском к правительству Литвы.
Рассмотрение дела в ЕСПЧ уже началось, литовские власти сидят на газовом терминале с норвежским СПГ, обремененные еще, как минимум, 6-летним сроком до окончания аренды танкера, на котором газ доставляют к берегам Балтики. За эти годы Литве придется выплатить двойную стоимость постройки самой газовозки в качестве аренды.
Что ж, такова цена литовской русофобии и бездумного порыва угодить более искушенным в коммерции западным дельцам, которые не упустят своего шанса откусить от своих сателлитов лакомый кусок.