C корабля бегут все, кто могут. Каждый месяц Маск теряет по топ-менеджеру. В мае компанию покинул Мэттью Скволл, отвечающий за безопасность, после него ушёл Даг Филд, старший вице-президент по разработке, который проработал в компании много лет. Похоже, из таких серьёзных проблем не то что без потерь, без закрытия бизнеса просто так не уйти. Маска никто в будущем ждать не будет. Тем более, китайцы.
Мэттью отвечал за систему безопасности электромобилей Tesla. А это были самые проблемные на сегодняшний день истории для компании. Машина на автопилоте сбивала женщину в США, затем Testa Model S на полном ходу врезалась в стену, после чего все в машине гибли. И ещё несколько инцидентов поменьше, без гибели людей, слава Богу. Но несмотря на это, топ-менеджер уходит в Waymo, к злейшим конкурентам Теслы, и в компанию Alphabet. На ту же должность.
А потеря Дага Филда выбивается даже из череды ухода топов. Дело в том, что до этого момента Маск называл лично Филда "одним из самых талантливых руководителей в мире". И за его авторством как раз вышла Model 3. Но несколько месяцев назад, в IV квартале прошлого года, Маск взял выпуск дешёвой версии Теслы под личный контроль. После этого Филд вышел в бессрочный отпуск. Фактически его уволили. Отстранив от производства. И это после того, как он продержался в компании 5 лет.
В апреле ушёл глава разработки системы помощи водителю "Автопилот" Джик Келлер, который отправился работать в Intel. Март стал месяцем ухода из Tesla еще двух топ-менеджеров, а в феврале уволился директор по продажам Джон Макнил, который нанялся в сервис заказа такси Lyft.
Можно, конечно, утверждать, что Маск выберется, что это временные трудности, происки конкурентов, которые хантят талантливых управленцев, да даже вселенским заговором нефтяного лобби можно оправдать. Хотя поклонники конспирологии, наверное, никогда электростанций на мазуте не видели. Для них, конечно, это мелочи.
Но когда у тебя за полгода разбегается вся фактически команда, это не сигнал. Это сирена. Сиренище! Которая кричит о том, что не сходится экономика. Не всё в порядке у компании. Что она раздулась, как Enron в своё время, который клепал каждый квартал один победный отчёт за другим.
Так вот Tesla — это новый Enron. Который кроме воровства, укрывательства и некомпетентности, ещё и надувает щеки, представляясь суперменом, который спасёт мир. Хотя это просто толстый небритый мужик в синем трико. Не считать же компанию, которая для роста сборочных линий поставила тент, вменяемой? Это на АвтоВАЗе убогонькие, пыжатся соблюдать технологические процессы в сборочных цехах, когда можно тентами обходиться. Это в Тольятти роботы собирают автомобили, пытаясь что-то сделать с сильнейшими западными конкурентами в лице мощного немецкого автопрома и японских коллег. А в Tesla можно собирать сверхсовременные автомобили руками.
Но и это ещё не всё. Ради того, чтобы показать, что рост производства есть, компания отказывается от тестирования тормозной системы. Лично Маск называл этот тест "избыточным". Компания уже начала оправдываться в публичном поле и заявлять, что проверяет тормоза на этапе сборки. Но было поздно. На одном только этом заявлении стоимость компании обвалилась за сутки на 6%. Потому как рынок, конечно, толпа, и не всегда рационален, но он не туп. Отказ от необходимой проверки воспринимает адекватно. И совершенно точно понимает, что невозможно без ущерба для компании запускать ключевые продукты в такой спешке с разбежавшимися топ-менеджерами и управленцами и раздутым штатом.
А тем временем самоуправляемые электромобили идут с совершенно другой стороны. Китайская Baidu объявила о начале массового производства беспилотных автобусов для коммерческого производства. Разработка Apollo 3.0 — это целая платформа для таких беспилотных авто. Как бензиновых, так и электрических.
Старт коммерческой эксплуатации намечен в Пекине, Шеньчжене, Ухане и Сюнъане. Продукт китайской компании самостоятельно может работать в режиме обгона и резких поворотов. На старте эти автобусы будут использоваться в туризме, аэропортах и закрытых зонах.
И вот тут у китайцев есть все шансы на то, чтобы поднять индустрию на новый уровень. У компании есть постоянный и большой источник дохода на китайском рынке. Не нужно занимать денег, есть своя инженерная команда и мощности для производства у партнёров проекта. А это уже совершенно другой уровень. Тем более, что тот же внутренний рынок Китая переварит столько автомобилей на электрической тяге, что Tesla так и останется маргинальной компанией в общемировом масштабе.
Что тогда нам делать, как стране с развитой технологической культурой? Не вестись на фейки и поддерживать свои компании, которые идут в фарватере технологического прогресса. Те же "Яндекс", Cognitive Technologies и КАМАЗ, которые и создают коммерческий транспорт по большей части. И поставляют беспилотники туда, где они нужнее всего. Эта стратегия оказалась жизнеспособнее обещаний когда-нибудь всех победить.
Жураковский Станислав