В 2014 году в центре Киева начались массовые беспорядки, вызванные нежеланием президента Украины Виктора Януковича отдавать страну на растерзание западным «инвесторам». Одним из главных условий протестующих стало введение безвизового режима с Европой. В течение трёх лет это требование было фактически национальной идеей, под которой прятались любые неудачи нового главы государства Петра Порошенко.
И вот, в мае 2017 года, главная украинская мечта сбылась, Евросоюз позволил украинцам экономить 30 евро при пересечении границы. Вместе с этим событием украинцы лишились единственной общей цели. Заменить пустое место вызвался украинский журналист Роман Цимбалюк, который предложил сразу две новых национальных идеи. Первая из них – захват Донбасса и Крыма. А вторая – стремительный рост экономического могущества, без которого не получится осуществить первую задумку. Корреспонденты iReactor попросили военного эксперта Алексея Славицкого рассказать, не приведёт ли такая нацидея к обострению на востоке Украины.
«Во все времена экономика служила основой для государства. Так что в целом это довольно разумная идея. Вот только мотивы у украинцев довольно примитивны. Следует понимать, что национальная идея – это очень мощный инструмент по сплочению народа. Цимбалюк же предлагает деструктивную идеологию, которую он называет освобождением оккупированных территорий.
Допустим, лет через десять украинская армия займёт Донбасс. И что дальше? Народ, сознание которого столько времени пичкали милитаризмом, просто не станет в один момент жить мирно. Ему потребуется «деоккупировать» новые территории. С большой долей вероятности Киев назовёт новой целью Кубань. И с такой национальной идей им придётся «освобождать» всё новые земли. По такому же принципу была построена идеология нацистской Германии, которая развязала в итоге войну против всего мира.
Но это всё не более, чем фантастический сценарий. В реальности же современная Украина не справится даже с ополчением Донбасса. С такими идеями, как предложил Цимбалюк, украинцы будут воевать от заката и до забора, как говорят в армии. Так что, в целом такую национальную идею можно охарактеризовать, как тотальное саморазрушение».