Ключевым вопросом встречи Меркель и Путина стала не Украина, а российский газ.
Несмотря на то, что Порошенко накануне встречи двух лидеров давал канцелярине ценные советы на предмет того, как надо разговаривать с «агрессором», разговор закончился не в пользу страны победившего Майдана. Украину ждет сокращение газового транзита, «распил» ГТС и уменьшение бюджетных доходов. Вопреки расхожему мнению патриотов, Путин вторгаться в Украину не будет – Европа сама принудит Киев к капитуляции в вопросах миротворцев, автономии Донбасса и сотрудничества с РФ. Так, политолог Руслан Бортник отметил, что переговоры в Берлине состоялась в канун заседания Совета «Газпрома» 28 августа, на котором планируется обсудить ответные меры в случае введения санкций США в отношении проекта газопровода «Северный поток – 2».
Накануне The Wall Street Journal сообщил, что законопроект готовится в Белом доме совместно с Госдепом, Министерством торговли и энергетическими департаментами. Как известно, на саммите НАТО, проходившем 11-12 июля, Трамп сетовал на то, что «США защищают Германию», а немцы в это же время заключают энергетические сделки с Москвой «на многие миллиарды долларов».
Напомню, что СП-2 прокладывается по дну Балтийского моря из России в Германию. Когда этот газопровод будет запущен, Украина лишится доходов от транзита российского газа в Европу. Транзит упадет примерно в 10 раз, а это значит, что Киев потеряет до 3 млрд. долларов в год, которые зарабатывает на доставке российского газа в Европу по своим трубам.
Правда, на встрече в Германии Путин и Меркель бросили Украине «косточку»: фрау в очередной раз сказала о необходимости сохранить украинский транзит газа в Европу, а Путин ответил, что газопровод не закрывает возможности поставок через Украину, просто эти поставки должны быть экономически обоснованными. Проще говоря, само продолжение транзита призвано оградить Германию и Россию от критики со стороны Соединенных Штатов и дополнительных санкций. Кроме того, если раньше немцы устами Меркель заявляли о непоколебимом праве Украины оставаться транзитером, то теперь ситуация изменилась. И канцелярина ставит транзит в зависимость от того, проведет Киев модернизацию своей газотранспортной системы или нет. Тема эта предполагает международный консорциум и миллиардные расходы на обновление «трубы». Таких денег у нищей Украины живущей в долг, нет. А значит, международный консорциум должен взять ГТС в аренду (или купить) и после этого провести «апгрейд».
Тема консорциума часто звучала во времена раннего Януковича, в 2011 году, но патриоты орали, что не позволят продать национальное достояние в виде ГТС. Тогда речь шла о дележе на троих – с участием западной компании (наиболее вероятно – немецкой), «Газпрома» и «Нафтогаза». Сегодня, понятно, речь о российской корпорации идти не может, но даже отсутствие РФ в числе пайщиков не означает, что консорциум будет создан против россиян. Скорее, наоборот. Ведь любая компания, подписывающая долгосрочный контракт с «Газпромом» (а только такая заинтересуется темой консорциума) автоматически становится адвокатом россиян в Европе. Именно с этими посредниками украинским властям предлагают иметь дело.
«Парадоксально, но Берлин предлагает сегодня лучший, с точки зрения прагматизма, выход. Потому что, если не консорциум с модернизацией, то альтернатива - пустая труба», - отмечают эксперты.
Ольга Талова