Государственная программа вооружений на 2018?2025 годы сейчас находится на рассмотрении в правительстве РФ. И лишь в середине месяца будет передана в Администрацию президента. И все это время будет продолжаться обсуждение ее основных направлений, о чем мы уже писали достаточно много. А между тем периодически всплывают крайне интересные проекты, над которыми немного приоткрывается завеса секретности. К одному из таких проектов относится разработка мобильного ударного комплекса противоспутниковой борьбы «Рудольф». Он должен быть готов для поступления в войска не позднее 2027 года.
Об этой программе доложил на заседании Совета Федерации заместитель начальника 46-го ЦНИИ Министерства обороны Олег Ачасов. 46-е ЦНИИ — курирующее ход разработок предприятие, осуществляющее «взаимопонимание» между армией и оборонно-промышленным комплексом. Конкретной разработкой, судя по всему, занимается концерн «Алмаз-Антей», для которого данная проблематика является одной из профильных. Собственно, его новейшие зенитно-ракетные системы уже способны сбивать спутники. Но для них эта задача является не главной — ЗРК и ЗРС в первую очередь предназначены для перехвата как аэродинамических целей, к которым относятся самолеты, крылатые ракеты и беспилотники, так и баллистических ракет.
В арсенал ЗРС-500 входит ракета, которую неофициально называют «истребителем спутников». Учитывая, что С-500 является мобильным комплексом, логично «персонально» пересадить данную ракету на колесное шасси и оснастить соответствующими системами обнаружения космических целей, подлежащих уничтожению, и наведения на них ракет.
Условно говоря, противоспутниковую роль способна исполнять ракета 77Н6-Н1, которая может поражать цели на высоте до 200 км. То есть для нее досягаемы спутники, расположенные на низких орбитах. Именно на таких высотах работает подавляющее большинство космических аппаратов военного назначения. Это объясняется тем, что разведывательные спутники с невысоких орбит способны лучше «разглядеть» наземные объекты и улавливать электромагнитные излучения военного назначения. Также существенную роль в последнее время стало играть время прохождения сигнала с земли до спутника и обратно для аппаратов, обеспечивающих космическую связь.
Среди наработок российских конструкторов есть и еще одна ракета, которая представляет еще большую угрозу для космических группировок противника. Это продукт корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). И «приписана» она к системе противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного региона А-135 «Амур». Ракета 51Т6 дальнего перехвата баллистических целей способна поражать космические объекты на высоте до 670 км.
Правда, тут есть один нюанс. Эти ракеты шахтного базирования эксплуатировались до 2006 года. После чего были демонтированы в связи с тем, что исчерпался их ресурс. Однако в настоящий момент проводится модернизация ПРО Москвы до уровня А-235 «Нудоль». И для этой системы КТРВ готовит модификацию ракеты 51Т6, которая, несомненно, слабее, чем базовый вариант, не станет. Обновленная ракета претерпит два существенных изменения. Во-первых, она должна стать мобильной. То есть в таком качестве она будет способна вписаться в перспективный противоспутниковый комплекс «Рудольф».
Во-вторых, боевая часть ракеты станет кинетической — уничтожение объектов будет происходить за счет механического удара БЧ, обладающей громадной кинетической энергией. В базовом варианте использовалась ядерная БЧ мощностью 10 килотонн. При этом энергия взрыва должна была выделяться в основном в виде мощного нейтронного потока, который приводит в негодность ядерный боезаряд ракеты противника за счет «эффекта шипучки». Переход на кинетическую БЧ стал возможен благодаря улучшению системы управления ракетой и повышению ее динамических характеристик при маневрировании.
И, наконец, наша оборонка располагает и еще одной ракетой, способной поражать космические аппараты противника. Это ракета Р-37М, разработанная в НПО «Вымпел». Этой ракетой оснащен самый скоростной на данный момент самолет в мире — перехватчик МиГ-31БМ, максимальная скорость которого достигает 3000 км/ч. Суммарные качества самолета и ракеты позволяют поражать низкоорбитальные спутники.
Если о ракетах комплексов С-500 и А-235 существуют лишь ограниченные сведения, то характеристики Р-37М раскрыты. Вес ракеты — 510 кг, вес осколочно-фугасной БЧ — 60 кг. Длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м. Система наведения — инерциальная, допускающая в случае необходимости радиокоррекцию. На финишном участке полета включается активная РЛС ГСН, имеющая угол захвата цели, равный 120 градусам. Имеется два взрывателя — контактный и срабатывающий при приближении к цели на расчетное расстояние. На финальном участке скорость достигает 5 М.
Но вполне понятно, что ракета работает по космическим целям только в связке с перехватчиком. Наземная пусковая установка эту задачу обеспечить не способна.
Есть и еще один подход в решении задачи борьбы с орбитальными группировками противника. Борьбы, которая должна приводить к уничтожению спутников, а не к нейтрализации их работы. Нейтрализацией занимается радиоэлектронное оружие. Перспективный ударный комплекс «Рудольф» к таковому не относится. Этот подход заключается в атаке на спутники противника орбитальными космическими аппаратами. Работы на этом направлении строго засекречены. Однако порой разведывательные аппараты США обнаруживают «что-то» неизвестное и неведомое.
Так, в конце 2014 года американцы обнаружили на орбите неопознанный объект незначительных габаритов. Вначале его приняли за «космический мусор». Но вскоре оказалось, что он маневрирует. По мнению экспертов, речь идет об испытании миниатюрного спутника с новым типом двигателя. При этом загадочного «малютку» окрестили «убийцей спутников».
В Советском Союзе данный способ охоты на спутники противника начал разрабатываться еще в 60-е годы. Проект, над которым работало ОКБ-51 В.Н.Челомея, получил название «Истребитель спутников». В 1963 году «истребитель-камикадзе» был готов. Он представлял собой сферический аппарат весом в полторы тонны. Его орбитальный двигатель имел рабочий ресурс в 300 секунд. За это время истребитель, маневрируя, должен был приблизиться к уничтожаемому объекту не дальше чем на 1 километр. После чего взрывались 300 кг тротила, и разлетающимися осколками обшивки спутник выводился из строя.
Боевое испытание истребителя состоялось в 1968 году. 19 октября был запущен спутник-мишень «Космос-248». Через день стартовал перехватчик «Космос-249». Была опробована система наведения на цель, но при этом подрыв был не полной мощности.
Уничтожение мишени произошло 1 ноября 1968 года уже следующим перехватчиком. С этого момента практически все испытания, а их было более двух десятков, проходили успешно. При этом, начиная с 1976 года, чтобы не множить в космосе количество осколков от взорванных аппаратов, испытания завершались контактом мишени и истребителя и сводом их с орбиты бортовыми двигателями. В середине 70-х годов «истребитель спутников» был принят на вооружение.
Но уже в начале 80-х годов эта противоспутниковая система была признана морально устаревшей. Ее «прощальное выступление» состоялось 18 июня 1982 года на крупнейших учениях Вооруженных сил СССР, на которых был разыгран сценарий полномасштабной ядерной войны. И на этот раз перехватчик справился с поставленной задачей.
Владимир Тучков
Фото: Global Look Press