Украинские летчики-заробитчане вынуждены работать на территории самых опасных и бедных стран.
Вечером 20 января боевики движения «Талибан» проникли в кабульский отель Intercontinental и устроили там кровавую бойню. Жертвами исламистов стали 43 человека, среди которых были семеро украинских граждан. В новостных лентах удивленно спрашивали, что они делали в этой далекой, хронически воюющей опасной стране? И сразу предположили, что погибшие были работниками местной авиакомпании — представители огромной армии украинских воздушных заробитчан, которые массово выехали на работу в страны Третьего мира.
Эти догадки уже вскоре получили официальное подтверждение. «Данные по всем этим гражданам у нас есть. В Афганистане работает много украинских авиатехников, все погибшие работали в афганской авиакомпании Kam Air», — рассказал посол Украины в Таджикистане и Афганистане Виктор Никитюк. По его словам, из захваченного отеля удалось спасти еще 19 украинских граждан, также работающих в этой стране авиационными специалистами и пилотами, которые используются как на гражданских, так и на военных рейсах.
Это далеко не первые украинцы, которые погибли на заработках на земле и в небе Афганистана. Так, в 2006 году, в результате катастрофы транспортного самолета Ан-32 на юге Афганистана погибли два члена экипажа, которые являлись гражданами Украины. 14 июля 2009 года в Гильменде разбился вертолет Ми-26, на котором летели шестеро украинских пилотов, включая четырех львовян. А пять дней спустя в Кандагаре упал вертолет Ми-8, и эта авария унесла жизни еще трех украинских летчиков.
Впрочем, Афганистан не является здесь каким-то трагическим исключением. Подобные инциденты с участием граждан Украины регулярно происходят на территории государств Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Последним из них была авиакатастрофа в Демократической Республике Конго, где потерпел крушение старенький самолет Ан-12 с тремя украинцами на борту. Печальный мартиролог таких происшествий тянется из года в год — поскольку на сегодня за границей вынужденно работают несколько тысяч украинских авиатехников и пилотов. Стагнация и кризис украинской авиации лишили их возможности работать по специальности дома, а отсутствие необходимых навыков и гражданства, вкупе с плохим знанием английского языка, не дают возможности летать в Европе или США, куда прорвались считанные единицы. Поэтому, украинские летчики охотно трудоустраиваются в бедных странах периферии, где все еще эксплуатируют множество старых советских «бортов», а зарплата все равно гораздо выше, чем на Украине — до трех тысяч евро в месяц.
Именно изношенность авиатехники становится главной причиной воздушных инцидентов и катастроф — несмотря на высокий профессионализм, который демонстрируют многие пилоты из постсоветских стран. Не так давно его убедительно доказал украинский пилот турецкой компании Atlasglobal Александр Акопов — 27 июля прошлого года он вслепую посадил самолет во время урагана в Стамбуле, когда град размером с куриное яйцо вдребезги разнес стекла кабины и всю переднюю часть самолета.
Поначалу украинские СМИ взахлеб писали о том, что персонал аэропорта «Ататюрк» аплодировал умелым действиям летчика, а коллеги пришли к пострадавшему самолету, чтобы пожать руку его командиру. Но перемога обернулась зрадой — как быстро выяснилось, герой постил в соцсетях нелицеприятные высказывания об украинском правительстве и майдане. После чего его имя оперативно исчезло из эфира честных и объективных телеканалов.
Увы, спастись получается не всегда. Возвращаясь с азиатских и африканских вахт, украинцы жалуются на то, что их работа связана с ежедневным смертельным риском, а часто вызывает настоящее отвращение. Украинские летчики из расположенного под Киевом авиационного городка Узин стали героями знаменитого документального фильма «Кошмар Дарвина», которые сняли в Африке европейские кинематографисты. Эта лента рассказывает о жизни на берегах озера Виктория, где завезенный промышленниками нильский окунь сожрал всю местную фауну, а местное население умирает от голода и эпидемии СПИДа. В эти места летает старый самолет «Ильюшин» с украинцами на борту — они выгружают завезенное из Европы оружие, а затем набивают отсеки тоннами рыбы, оставляя нищим аборигенам гниющие головы и требуху. Причем, как рассказывается в фильме, такие самолеты несколько раз падали в озеро из-за перегрузки.
Впрочем, зачастую украинские пилоты принимают непосредственное участие в военных конфликтах — от Ливии до Экваториальной Гвинеи. Тем более, что зарплата военных летчиков существенно больше, и составляет около пяти тысяч долларов, не считая премий за особо опасные вылеты, которые всегда могут закончиться гибелью. Об этом откровенно рассказал в интервью газете «Зеркало Недели» украинский командир экипажа транспортного самолета Ил-76, который работал Афганистане, и утверждает, что бывших военнослужащих из украинских ВВС можно встретить повсюду, где идет многолетняя война — в Конго, Нигерии, Чаде, и других странах Африки.
на Украине нет памятников погибшим на иностранных заработках пилотам. Однако, в ноябре, после аварии в Конго, Российское федеральное агентство новостей опубликовало статью об отставном подполковнике украинских ВВС, сумчанине Владимире Коркушко, который регулярно приходит к памятнику погибшим во время Великой Отечественной войны летчикам — чтобы почтить память своего сына, пропавшего после авиакатастрофы в столице Сьерра-Леоне.
«Верю, что павшие в боях с нацистами и террористами пилоты, а также сотни гражданских летчиков, сегодня практически ежемесячно гибнущих на опасных маршрутах в Африке, оценят мою инициативу выразить президенту презрение против унижения, которому подвергаемся, мы, летчики… Я никогда не прощу нынешней украинской власти, которая довела моего сына до полного обнищания, и он, профессиональный летчик, был вынужден подписать контракт с сомнительной международной фирмой», — рассказал журналистам Коркушко, который сам является участником боевых действий в Судане.
Именно Коркушко стал автором недавно опубликованного открытого письма президенту Петру Порошенко и премьеру Владимиру Гройсману, где едва ли не впервые поднята тема вынужденной трудовой миграции военных и гражданских летчиков. «Из-за недальновидной политики Банковой из страны в буквальном смысле бегут лучшие пилоты, многие из которых впоследствии гибнут в локальных конфликтах в «горячих точках». Сосредоточив внимание на проблемах Донбасса и наращивании вооружений, вы забываете о людях, которые в ближайшем будущем от вас полностью отвернутся», — говорится в этом документе, который подписали около пятисот бывших и нынешних работников авиации.
Они жалуются на то, что военные летчики не имеют права объединяться в профсоюзы, чтобы вместе защищать свои трудовые права. И пока на Украине сохраняется эта удобная для властей практика, для ее летчиков широко открыто только опасное небо Третьего мира.
Андрей Манчук