Чего, несомненно, стоит перенять у американцев? Их опыт по созданию «конфетки» на ровном месте. Чего бы там не говорили — реальной истории у США с гулькину головку, зато в умении «облагораживать» легендами каждый-более менее подходящий камушек — не отказать.
Только они могут придать бывшей тюрьме «Алькатрас» в Сан-Франциско статус «национального парка» (!) и собирать деньги на его восстановление. Среди экспонатов — бывший зек, написавший книгу о своей «отсидке» и теперь продающий её туристам с автографом. Тот самый случай, когда тюрьма пошла на пользу.
Фото: sine-or.livejournal.com
Если же где-то «там» истории нет совсем — выручит Голливуд. Посмотрите — вот в этом ресторане снимались сцены из «Крёстного отца», а вон в том доме недавно купила себе апартаменты Деми Мур за «триллиард», а по Эмпайр-стейт-билдинг (103-этажный небоскрёб в Нью-Йорке) лазал Кинг-Конг. Причём, говорится это так, словно Кинг-Конг действительно лазал.
В России — наоборот. По-настоящему памятных мест и событий у нас столько, что годами можно ходить и ездить. Только не особо хочется. Почему? «Подавать» не умеем.
Давайте сравним два «культпохода» — в Музей подводных лодок бухты Балаклава под Севастополем и в парк киностудии «Юниверсал» возле Лос-Анджелеса. Первое место — реально до дрожи, второе — придумано «от и до». А объединяет их здесь (с условной «натяжкой») «водная тематика».
Сразу скажу — этот пост не о достопримечательностях, а об ощущениях. Итак, про «объект 825 ГТС» или завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве, выдумывать ничего не надо. Всё уже придумано, а главное сделано до нас. Этот некогда «совсекретный» пункт размещён в скале и по расчётам способен выдержать прямое попадание атомной бомбы до 100 килотонн.
Фото: sine-or.livejournal.com
Огромные коридоры (как их пробивали — уму непостижимо!), причалы для подводных лодок, макеты ядерного оружия:
Фото: sine-or.livejournal.com Фото: sine-or.livejournal.com Фото: sine-or.livejournal.com
И вся ЭТА жутковатая прелесть на фоне унылого рассказа тётеньки-экскурсоводши.
А ведь я попал в другую реальность, и раз уж мне так повезло, то дайте же мне возможность не только увидеть (картинки можно и в Интернете разглядывать), но и прочувствовать!
Для того чтобы понять, чего мне, свинье эдакой не хватало, перенесёмся в парк киностудии «Юниверсал» (той, где заставка земной шарик) под Лос-Анджелесом. Можно ли это сравнивать? Можно, позже объясню почему.
Вот как я окунулся в атмосферу фильма «Челюсти» (см. видео).
А здесь, передо мной развернулось сражение по мотивам «Водного мира» (постапокалипсическая фантастика Кевина Костнера) (см.видео).
Фото: sine-or.livejournal.com
Теперь сравним с Балаклавой (см.видео).
Понятно в чём разница? В Американском «нереальном» меня заставили ощутить полную реальность. А в нашей реальности (уж, простите за тавтологию) умудрились погрузить в полную формальность. И дело здесь не в конкретном музее, экскурсоводах или фактическом материале (он-то у нас, в отличие от американцев — куда богаче). Проблема в самом подходе. В России не принято устраивать из «культпоходов» шоу — всё чопорно и назидательно, а потому, как правило, утомительно. И если для взрослых, в силу их воспитания и образования, такой формат ещё более-менее приемлем, то дети в лучшем случае скучают. В худшем — получают отвращение. По-любому — эффект минимальный.
А теперь, представьте, например, панораму Обороны Севастополя, посвященную войне 1845?1855 годов:
Фото: sine-or.livejournal.com
Только вместо двух этажей, там есть ещё и третий. На первом — история создания, выставка настоящих вещей эпохи, реликвии и т. д. На втором — как и прежде великая экспозиция боя на Малаховом кургане 6 июня 1855 года:
Фото: sine-or.livejournal.com
На третьем — то же самое, что и на втором этаже. Только воссозданное в виртуальном пространстве, при помощи компьютерных технологий, 3D эффектов и прочих Dolby Surround. Когда человек слышит звуки боя, ощущает тепло от разрывов, видит не застывших героев, а бегущих в атаку. А сам бой идет не где-то там, а вокруг. Что-то мне подсказывает — в такой музей не вы поведёте детей, а они вас, причём не один раз.
Здесь же ответ на вопрос — откуда возьмутся деньги на технологическое великолепие. Сейчас цена на входной билет в Балаклаве и Севастополе — 200 рублей. В парке «Юниверсал» — 100 долларов — и собираются толпы желающих со всего мира. Уверен, у нас тоже найдутся охотники проинвестировать подобные проекты и затем получать устойчивую прибыль, привлекая туристов не только в сезон.
Сколько у нас музеев по всей стране, которые при современных технологиях могут стать настоящими парками развлечений, при этом оказывая настоящий воспитательный эффект. Ведь дети будут бежать туда, а не оттуда. Нужно лишь желание. Как говорится — если очень захотеть, можно всё пересмотреть!
И напоследок ещё фото из Балаклавы — всё должно быть вот как-то так:
Фото: sine-or.livejournal.com Михаил Синельников-Оришак Фото в открытии статьи: sine-or.livejournal.com